Эффективное использование настроек ISO в фотоаппарате

Шаг второй. Каким образом ISO влияет на экспозицию?

Как мы уже сказали сегодня в самом начале этой статьи, светочувствительность ISO вместе с диафрагмой и выдержкой является очень важным параметром, влияющим на самую главную настройку при съемке любой фотокамерой – на экспозицию. Выдержка – это скорость срабатывания затвора фотоаппарата, диафрагма – это диаметр отверстия в объективе, через которое проходит свет на матрицу и создает на ней изображение, а ISO  – это свойство светочувствительного элемента фотокамеры. Раньше, до появления цифровой фотографии, фотографировали на фотопленку. Светочувствительность фотопленки была неизменной. Сегодня же светочувствительность матрицы цифрового фотоаппарата можно легко регулировать. Проще говоря, ISO определяет, насколько хорошо при съемке будет экспонирован кадр при условии изменения светочувствительности матрицы фотоаппарата.

Числовое значение ISO и числовое значение скорости затвора (выдержки) являются пропорциональными по отношению друг другу. При изменении каждого из этих двух параметров их значение изменяется в два раза в ту или иную сторону, то есть на одну ступень. Вот поэтому значение шкалы ISO очень похожи на значения на шкале выдержек. При уменьшении ISO уменьшается экспозиция. Это происходит из-за того, что уменьшается воздействие потока света на сенсор фотокамеры. Если же мы будем изменять значение ISO в сторону его повышения, то воздействие светового потока на матрицу, соответственно, повышаться, а, значит, увеличиваться и экспозиция.

Для того, чтобы вам было проще во всем этом разобраться, внимательно изучите вот эти фотографии. На каждом из этих шести снимков диафрагма и выдержка неизменны, а вот значение ISO каждый раз разное, а именно: 100, 200, 400, 800, 1600, и 3200 единиц.  Эти фотографии очень хорошо иллюстрируют то, как светочувствительность влияет на конечный результат, то есть на получаемую вами картинку. Как нам кажется, фотография № 4 по экспозиции практически идеальна. Она сделана со значением светочувствительности в 800 единиц ISO.

Вы наверняка обратили внимание на то, как каждый из этих трех параметров – выдержка, диафрагма и светочувствительность – по-своему влияют на экспозицию в целом, и какое важное значение имеет правильный выбор светочувствительности

Какое ISO лучше ставить при съемке при разной освещенности

Разобравшись с теорией, перейду к практической стороне вопроса настройки ISO при съемке.

Очевидно, что высокое ISO приводит к появлению цифрового шума, а низкое может не обеспечить короткую выдержку.

Что делать?

Все очень просто.

Ключ к пониманию ISO лежит в выдержке при съемке.

Если она слишком длинная для съемки с рук, а изменять диафрагму нельзя из-за глубины резкости, то нужно поднять ISO до того значения, что обеспечит приемлимый уровень шума в кадре.

Если выдержка короткая, а ISO установлено большим, то ISO можно уменьшить ради меньшего количества цифрового шума.

Нет никакой разницы, снимаете ли вы в помещении, на улице, ночью, в солнечную погоду или пасмурную погоду.

ISO подбирается, исходя из требуемой выдержки для съемки при определенной глубине резкости.

В редких случаях, когда нужно вытащить детали из глубокой тени при съемке ночью, допустимо поднятие ISO до тех пределов, что может вам позволить уровень шумности матрицы фотоаппарата.

Ничего сложного.

Точечный экспозамер

Точечный замер оценивает свет только вокруг вашей точки фокусировки, игнорируя все остальное. Он оценивает отдельную зону и рассчитывает экспозицию на основе этой единственной области, и ничего больше.

Точечный экспозамер

Я лично использую этот режим для фотографирования птиц. Поскольку птицы занимают небольшую область кадра, мне нужно быть уверенным, что я правильно их запечатлею на ярком фоне.

Количество света оценивается там, где размещается точка фокусировки. Поэтому можно получить точную экспозицию на птице, даже когда она находится в углу кадра.

Кроме того, если вы снимали человека с солнцем позади, но он занимал небольшую часть кадра, лучше использовать режим точечного замера.

Для таких кадров лучше использовать режим точечного экспозамера

Когда ваши объекты не занимают много места, использование матричного или центрально-взвешенного режимов замера приведет к получению силуэта, если объект будет освещен сзади. Точечный замер отлично подходит для объектов с подсветкой позади них.

Еще один хороший пример использования точечного замера — фотографирование Луны. Поскольку она занимает небольшую часть кадра, а небо вокруг нее полностью темное, лучше всего использовать точечный замер. Таким образом, мы замеряем только яркость света, исходящего от луны, и ничего больше.

Некоторые профессиональные фотокамеры способны измерять несколько точек, что в позволяет выбрать несколько точек для измерения освещенности и получить среднее значение для хорошей экспозиции.

Как менять режимы экспозамера

Режимы экспозамера на камерах меняются не одинаково. Экспозамер в фотоаппарате варьируется не только от производителя к производителю, но и от модели к модели.

Например, на Nikon D5500 это делается через настройку меню (кнопка «Информация»). На профессиональных камерах, таких как Nikon D810 и Nikon D5, на верхнем левом колесе есть отдельная кнопка для экспонометра камеры.

Изменение режимов экспозамера на камерах Canon также варьируется от модели к модели. Но обычно это делается с помощью кнопки «Установить» в меню камеры или специальной кнопки, расположенной рядом с верхним ЖК-дисплеем.

Как работает ISO в камере

Лучший способ понять на практике, как работает ISO — сделать смартфоном ряд снимков при одних и тех же показателях выдержки и диафрагмы, постепенно увеличивая значение светочувствительности. Вы увидите, что фотографии с каждым разом будут становиться светлее.

Вывод прост: чем выше ISO, тем больше света получает матрица камеры. Таким образом, в условиях недостаточной освещенности повышение этого показателя поможет получить достаточно светлые снимки даже без использования вспышки смартфона.

Но у данного параметра есть и обратная сторона — риск получения шумов и зернистости на снимках. Говоря простым языком, это появление многочисленных мелких темных точек, искажений, помех и даже в редких случаях артефактов. Дело в том, что чувствительность сенсора камеры при слишком высоком показателе ISO увеличивается в разы, и происходит слишком сильное восприятие даже незначительно освещенных точек. Чтобы этого избежать, необходимо сделать несколько пробных кадров и оценить предельный размер ISO, который можно использовать в конкретной ситуации.

Нужно отметить, что сейчас в телефонах очень часто встречается функция активного шумоподавления, благодаря чему можно использовать высокие значения ISO. В повседневной жизни фотографии со смартфона редко распечатываются на бумаге больших форматов, поэтому шумы на снимках будут незаметны.

Примеры использования различных значений параметра

Для съемки в ясный солнечный день профессионалы рекомендуют пользоваться стандартом  100 или ниже, но не выше 200. Низкая чувствительность матрицы при ярком освещении обеспечивает хорошее качество снимка. Величина светочувствительности матрицы 100-200 обычно используется и для студийных съемок.

При съемке на улице в пасмурные дни, а также в тени или в помещении без дополнительного освещения оптимальными значениями параметра будут ISO 200- 400. Чуть выше поднять настройку можно при съемке в сумеречное время суток: рекомендуемые пределы 400 — 800.

С более высокими значениями ISO — 800 и выше — приходится работать в следующих случаях:

  • съемка детей на движущейся карусели и другие моменты с динамичным перемещением объектов в кадре;
  • на экскурсии в музее, на концерте или в театре, в других помещениях, где запрещено пользоваться фотовспышкой;
  • при съемке памятных моментов (задувание свеч на торте, поцелуй молодоженов, рукопожатие и тому подобное, когда использование вспышки отвлекает);
  • съемка спортивных соревнований, демонстраций и маршей;
  • ночные съемки.

В камере телефона и фотоаппарата предусматривается автоматическое выставление параметра чувствительности матрицы к освещению. Этим режимом удобно пользоваться, когда нет времени экспериментировать с ручными настройками в целях получения художественных снимков. Как правило, автоматическими настройками пользуются и любители селфи.

Режимы съёмки камеры

Большинство цифровых камер имеют стандартные режимы съёмки: автоматический (), программный (P), приоритет диафрагмы (Av), приоритет выдержки (Tv), ручной (M) и спусковой (B) режимы. Режимы Av, Tv и M зачастую называют «творческой зоной» или «режимами автоэкспозиции (AE)».

Каждый из этих режимов влияет на то, как для заданной экспозиции выбираются диафрагма, выдержка и число ISO. Некоторые режимы пытаются подбирать для вас все три значения, другие позволяют выбрать один параметр и позволить камере подобрать остальные два (если это возможно). Следующая таблица описывает влияние каждого из режимов съёмки на параметры экспозиции:

Режим съёмкиПринцип работы
Автоматический()Камера автоматически подбирает все параметры съёмки.
Программный (P)Камера автоматически подбирает диафрагму и выдержку; вы можете выбрать число ISO и компенсацию экпозиции.
Приоритет диафрагмы(Av или A)Вы выбираете диафрагму и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую выдержку.
Приоритет выдержки(Tv или S)Вы выбираете выдержку и число ISO, а камера автоматически подбирает соответствующую диафрагму.
Ручной (M)Вы выбираете диафрагму, выдержку и число ISO, вне зависимости от того, дадут ли выбранные значения корректную экспозицию.
Спусковой (B)Полезен для экспозиций длиннее 30 секунд. Вы выбираете диафрагму и число ISO, а длительность выдержки определяется либо дистанционным выключателем, либо моментом второго нажатия на кнопку затвора.

Вдобавок камера может иметь несколько предустановленных режимов съёмки; к наиболее распространённым относятся ландшафтный, портретный, спортивный и ночной режимы. Символы, используемые для каждого из режимов, слегка варьируются в зависимости от модели камеры, но скорее всего будут выглядеть похоже на приведенные ниже:

Режим съёмкиПринцип работы
ПортретныйКамера пытается подобрать наименьшую f-ступень, возможную для данной экспозиции. Тем самым обеспечивается наименьшая возможная глубина резкости.
ЛандшафтныйКамера пытается подобрать наибольшую f-ступень, чтобы обеспечить большую глубину резкости. Компактные камеры зачастую вдобавок устанавливают дистанцию фокусировки на бесконечность.
СпортивныйКамера пытается достичь предельно короткой выдержки для выбранной экспозиции — в идеале 1/250 секунды или короче. Помимо использования малой f-ступени, краткость выдержки обычно достигается повышением числа ISO более сильным, чем это было бы допустимо в портретном режиме.
Ночной

Камера разрешает более длинные выдержки, чем это обычно разрешено для съёмки с рук, и повышает число ISO практически до максимально возможного. Однако в некоторых камерах этот режим означает, что для подсветки переднего плана используется вспышка, а длинная выдержка и высокое число ISO используются для фона. Проверьте инструкцию своей камеры на предмет присущих ей уникальных характеристик.

Однако не забывайте, что по большей части указанные выше параметры настройки зависят от системы замера экспозиции камеры, которая определяет корректность экспозиции. При съёмках сложных объектов система экспозамера зачастую может обмануться, так что полезно понимать, при каких условиях она может ошибиться, и что можно сделать, чтобы компенсировать ошибки экспозиции (см. главу об экспозамере камеры).

Наконец, некоторые из перечисленных выше режимов могут также управлять параметрами настройки камеры, которые не имеют отношения к экспозиции, но это зависит от модели камеры. Такие дополнительные параметры могут включать в себя, помимо всего прочего, точки фокусировки, режим экспозамера и автофокуса.

Советы как минимизировать шумы

Появление цифровых шумов на фотографии с высоким значением ISO неизбежно, так как это физика процесса. Но если соблюдать ряд правил, то можно будет не думать о проблеме шумов:

  1. Всегда использовать минимально возможный показатель светочувствительности камеры, повышать только по мере надобности;
  2. Проверять установленное значение перед каждой съемкой. Типичной ошибкой является оставление высокого показателя с предыдущей съемки, тогда как сейчас такие настройки не к чему;
  3. Выставлять в настройках фотоаппарата максимальную возможность шумоподавления. Однако при этом обработка может сильно сгладить текстуры;
  4. Использовать формат RAW и уменьшать шум вручную с помощью мощных фоторедакторов. «Сырой» формат фотосъемки RAW позволяет более широко использовать весь инструментарий редакторов;
  5. Использовать штатив, для увеличения экспозиции с помощью выдержки;
  6. Когда использование штатива невозможно, искать подручные средства для фиксации фотоаппарата;
  7. Тренировать устойчивую позицию и правильное дыхание при нажатии на кнопку спуска затвора;
  8. При наличии стабилизации изображения в камере или объективе – обязательно использовать ее.

Светочувствительность матрицы – друг фотографа, а не враг. Если выдержка и диафрагма может быть использована для достижения творческих задумок (размытие фона при малой глубине резкости, эффекты движения), то ISO фотоаппарата каждый раз просто приходит на помощь. Никто не использует высокие значения ISO при возможности использовать низкие. Но говоря о вечерней фотографии, фотографировании звезд, мы должны помнить, такие съемки ведутся на повышенных настройках светочувствительности

Не нужно бояться этого важного параметра фотоаппарата и не нужно о нем забывать!

«Шумы»

Вы уже представляете, как настроить ISO на фотоаппарате, однако это не означает, что, выставив значение на максимум, можно автоматически избавить себя от заботы о качестве получаемого снимка. Если показатель будет слишком высоким, то проблема перед фотографом встанет совсем иного рода – на снимке появится большое количество «шумов». Это цветные точки, от которых качество снимка заметно хромает. Откуда они берутся? Все дело в том, что увеличение уровня электрического сигнала автоматически приводит к усилению помех, которые представляют собой посторонние сигналы, не имеющие никакого отношения к объекту съемки. Сама матрица тоже создает определенный уровень «шума». Не стоит использовать максимальные значения ISO, лучше придерживаться нейтральных значений в 200-400 для обычных камер и 400-800 для зеркальных. И чем эти показатели ниже, тем лучше.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше. В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки

Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д

Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

По умолчанию у каждой камеры есть базовый ISO

У каждой камеры есть базовый ISO. Это базовая чувствительность датчика, и это значение, при котором он лучше всего работает с самым высоким динамическим диапазоном. При любом другом значении камера усиливает сигнал, генерируемый светом, падающимся на датчик, что, в свою очередь, увеличивает количество цифрового шума в изображении.

Для подавляющего большинства зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов базовое значение ISO составляет 100, хотя некоторые камеры высокого класса Nikon имеют базовое значение ISO 64.

Базовое значение ISO необязательно является самым низким значением ISO. Например, мой Canon 5D III имеет настройку ISO 50, но это достигается за счёт уменьшения усиления сенсора.

Поскольку вы получаете изображения высочайшего качества с базовым ISO, он должен быть вашим по умолчанию для любой ситуации, в которой вы можете его использовать. Если вы можете получить желаемую скорость затвора и желаемую диафрагму с ISO 100 (или ISO 64, проверьте руководство к своей камере, чтобы быть уверенным), то это то, что вам следует использовать.

Примечание. Изображение выше было снято на Canon 650D при ISO 100. Примеры изображений для каждого значения ISO ниже представляют собой кадрированные версии того же изображения, снятого с указанным значением ISO.

Почему экспонометр бывает не прав?

Обычно встроенный в камеру экспонометр неплохо справляется со своими обязанностями, но в некоторых случаях в его работу стоит вмешаться. Дело в том, что каким бы совершенным не был экспонометр, он всё равно не будет наделён даже зачатками разума. Это всего лишь электронное устройство, измеряющее количество падающего на него света.

При одинаковом уровне освещённости разные объекты в разной степени отражают свет – именно поэтому одни предметы выглядят тёмными, другие светлыми, а третьи имеют нейтральный тон. Светлый предмет выглядит для нас светлым, а тёмный – тёмным при любом освещении, поскольку наш мозг учитывает общий уровень освещённости и разницу в яркости одинаково освещённых предметов. При этом абсолютная яркость тёмного предмета на свету может быть выше, нежели яркость светлого предмета в тени.

Включите точечный экспозамер и сфотографируйте какой-нибудь объект нейтрального тона – бетонную плиту, синее небо, зелёный газон, лицо умеренно загорелого человека. Экспозиция окажется более-менее правильной, поскольку экспонометр откалиброван на заводе по нейтрально серому цвету.

Теперь установите экспозицию по чему-нибудь радикально чёрному – это может быть чёрная кошка, фрак пианиста, катафалк – неважно. Как бы ни были они черны в жизни, на фотографии они окажутся нейтрально серыми и вам, возможно, придётся уменьшить экспозицию на пару ступеней, чтобы вернуть им естественный вид

Сфотографируйте что-нибудь белое – лист бумаги, снег, белого лебедя – они тоже получатся серыми, и на этот раз вам придётся крутить экспокоррекцию вверх.

Экспонометр не в состоянии понять: действительно ли кошка чёрная, или же она на самом деле белая, но спряталась в тёмном чулане? Он исходит из предположения, что в мире примерно поровну тёмных и светлых предметов, и что если рассчитать усреднённо-нейтральную экспозицию, то, скорее всего, она будет верной.

Когда включен матричный экспозамер, экспонометр уже не настолько глуп. Он старается учитывать яркость отдельных предметов в кадре и по возможности сохранять тональные отношения. Но сцены, общий тон которых значительно светлее или темнее нейтрального, ставят экспонометр в тупик. В итоге угольная шахта окажется переэкспонированной, а заснеженное поле – недоэкспонированным. Высокий контраст, превышающий динамический диапазон сенсора камеры, также ведёт к ошибкам экспонометра. Если вас это не устраивает, вам придётся научиться распознавать ситуации, в которых экспонометр может дать маху, а распознав, брать контроль над экспозицией в свои руки.

На самом деле всё не так уж и страшно. Экспонометр-то, конечно, ошибается, но делает он это достаточно предсказуемо и однообразно. Со временем вы усвоите алгоритм его работы и будете точно знать, когда можно полностью положиться на автоматику, когда стоит воспользоваться экспокоррекцией, а когда лучше перейти в ручной режим.

Если же вы заинтересованы в том, чтобы всегда определять экспозицию предельно точно, вам стоит познакомиться с прикладными аспектами экспозиции в цифровой фотографии.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Как влияет ISO на снимок и какие бывают его значения

Многие начинающие фотографы, прочитав однажды, что повышение ISO увеличивает цифровой шум матрицы, попросту перестают использовать какие-либо значения светочувствительности кроме 100. Оправданы ли такие действия?

Поднятие ИСО действительно приводит к появлению шумности изображения, но не все так ужасно. Совет держать показатель на минимально возможном уровне оправдан и важен, но, если при этом помнить, что это значение должно быть минимальным из возможных. А это означает, что при невозможности получить качественный снимок при пороге в 100, порог необходимо увеличивать.

В этом нет ничего страшного. Возможность управлять светочувствительностью фотоаппарата дана не просто так, этим надо пользоваться. Каждый фотограф неоднократно упирался в предел возможности камеры, когда диафрагма открыта на максимум, а выдержка установлена таковой, что при ее дальнейшем увеличении появится «смаз» от дрожания рук. Здесь идеально бы подошел штатив, но если его нет или его использование невозможно, то увеличение ISO выручит как никогда. После нескольких таких случаев многие и начинают ценить данный параметр.

Если говорить о шуме, то все зависит от матрицы. Да, сравнение «разогрева» пикселей при повышении ISO уместно, и именно из-за него и появляется шум. Однако, как правило, при рассмотрении фотографии с любительского зеркального фотоаппарата с ISO равными 100, 200 и 400 неподготовленному зрителю даже при стопроцентном увеличении будет не под силу увидеть разницу. Обычно у таких фотоаппаратов появляются терпимые шумы на значении 800. На уровне в 1600 шумы еще рабочие, и только от 3200 они начинают становиться неприятными глазу.

Чем современнее фотоаппарат, тем мощнее его процессор и тем лучше он обрабатывает получаемое изображение, в том числе по шумоподавлению. Но все же главным показателем был и остается размер сенсора. На полнокадровых фотоаппаратах даже ISO 12800 не является чем-то удивительным. Такие настройки не удивляют своим наличием и в любительском сегменте, но в полнокадровом формате они реально используются, принося качественные снимки.

Если полистать настройки камеры мобильного телефона, то к своему удивлению, возможность установки ИСО найдется и там. Современные смартфоны выжимают максимум возможностей, поэтому автоматика практически всегда выставляет удобные значения ISO, в угоду пользователю, который не любит смазанные кадры, при этом на шум в формате качественного экрана мобильника не обращает внимания.

Каждое новое значение ISO увеличивает экспозицию на 1 шаг. В настройках обычно используются пороги 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и далее вплоть до 102400, а бывает и выше. При автоматических настройках камера может выставить и промежуточные пороги

Конечно, высокие показатели могут быть использованы в экстремальных условиях, когда важно именно наличие читаемого снимка

Диафрагма

Диафрагма или f-число может быть наиболее запутанным аспектом фотографии для многих фотографов, потому что он влияет на изображения неожиданным образом. По существу, диафрагма означает размер отверстия в объективе. Чем меньше отверстие, тем меньше света попадет внутрь; чем больше отверстие, тем больше света пройдет через него. Часто людей сбивает с толку система нумерации: чем меньше число, тем больше отверстие. Так, при f/2.8 открытие больше, чем при f/4, f/5.6, f/8, f/11 и т.д. Объективы с максимально большой диафрагмой (малое число, как f/2) считаются «быстрыми», означая, что они могут пропустить больше света.

Диафрагмы f/11 при 17 мм было достаточно, чтобы сделать все изображение от самого края до скал вдалеке резким.

Но дело не только в свете, и насколько широко может быть открыт объектив. Диафрагма также влияет на резкость изображения. Большинство объективов (осмелюсь ли я сказать, что все?) более резкие несколькими шагами ниже (это называется «sweet spot»). Объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 создаст более резкое изображение при f/8, чем при f/2.8. Чем лучше качество объектива, тем меньше это имеет значение, но это заметно у большинства объективов.

Очень малая глубина резкости в этом изображении делает птицу, прячущуюся в кустах, в фокусе, а окружающая среда из ветвей размывается в дымку.

Как настроить ISO на фотоаппарате

Как настроить ISO на фотоаппарате – самый популярный вопрос среди начинающих фотографов, ответ на него читайте далее.

Параметр ISO – один из важнейших параметров при фотосъёмке. Он стоит в одном ряду с такими важными параметрами, как значение выдержки, баланса и диафрагмы. Все эти параметры являются взаимозаменяемыми. Фотокамере может быть нужно одинаковое количество света для съёмки при разных значениях трех вышеперечисленных параметров. Например, для компенсации повышения ISO нужно уменьшить выдержку и закрыть диафрагму, и наоборот.

Вообще, параметр ISO отвечает еще и за наличие шумов на фотоснимке. Шумы представляют собой сильно заметное искажение фотографии. Называют шумы еще и зерном. Для получения максимально качественного фотоснимка с камеры, снимать необходимо на самых низких показателях параметра ISO. Не рекомендуется снимать на максимально высоких показателях ISO; специалисты советуют приобретать навыки фотосъёмки с долгой выдержкой и минимальным ISO.

Перед тем, как настроить ISO на фотоаппарате, запомните одну важную деталь – чем выше параметр ISO, тем матрица становится более светочувствительной, и тем меньше времени нужно для того, чтобы она или пленка провела сканирование изображение с объектива. Так, например, при вечерней съемке нужно устанавливать высокое значение ISO для того, чтобы уменьшить выдержку снимка, и для улучшения качества снимка. Но в дневное время при съемке с завышенными параметрами ISO на снимках будут проявляться шумы, что портит качество снимка, но при этом кадр не будет смазанным, так как выдержка снимка будет сильно уменьшена.

Еще один совет для новичков – при ночной фотосъёмке и использовании заниженных показателей ISO рекомендуется фиксировать фотоаппарат с помощью штатива для фотокамеры – в таком случае светочувствительность будет на достаточном уровне, и в результате фиксации камеры фотоснимок будет довольно четким. При фотосъёмке со вспышкой так же не нужно увеличивать ISO.

Во многих фотоаппаратах присутствует функция автоматической настройки и применения ISO. Однако лучше эту функцию не использовать – камера самостоятельно не может адекватно воспринимать окружающий мир, и там, где можно понизить показатели ISO, она их наоборот повышает, и наоборот.

И на конец, золотое правило настройки ISO – наилучшая фотосъёмка будет тогда, когда ISO максимально занижен. Всегда понижайте этот показатель, когда предоставляется для этого подходящий случай, а также не используйте завышенных показателей ISO при фотосъёмке со вспышкой. Удачи!

Шаг 3 – Как ISO влияет на качество фотографий?

Как правило, чем меньше ISO, тем выше качество изображения. При удвоении ISO вы по сути вдвое повышаете экспозицию, также удваивается и цифровой шум. Этот шум снижает детализацию фотографии, делая изображение зернистым и неравномерным.

Низкое ISO = Высокое качество

Чтобы лучше показать, как ISO влияет на качество изображения, я взял еще одну серию фотографий, которая показана ниже. Для целей этого эксперимента я изменял не только ISO, а также выдержку и диафрагму, чтобы экспозиция оставалась постоянной, в результате легче сравнивать качество фотографий. Фото отображаются в следующем порядке: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200

Как вы видите, чем выше ISO, тем сильнее шум, тем больше он портит картинку. Существуют специальные программы. которые удаляют шум. Они могут исправить ситуацию, но ценой некоторого снижения детализации и сглаживания мелких деталей, которые смешиваются с шумом. Это наглядно показано на картинке ниже (участок изображения в масштабе 100%)

Поэтому используйте плагины для шумоподавления с осторожностью

Камеры с большим размером сенсора лучше, так как сенсор получает больше света. Но технологии улучшаются и разница между размером сенсора и шумом уменьшается, особенно в сравнении с камерами прошлых лет выпуска.

Все камеры различаются между собой, поэтому я предлагаю вам поснимать вашей камерой в условиях низкой освещенности, чтобы определить, какое максимальное ISO можно использовать без сильного ущерба для качества. Повышение экспозиции при обработке дает такой же эффект, как и повышение ISO, то есть увеличивается шум, поэтому убедитесь, что установили экспозицию при съемке правильно, без недодержки. Таким образом вы избежите повышения шума при обработке.

Теперь, когда вы знаете, как работает ISO, рассмотрим различные ситуации практического применения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий