Правильная эксплуатация мотоблока и культиватора

Уход за культурой и сбор урожая

Использование мотоблока не заканчивается после посадки. Совершать уход за посаженной культурой можно и с применением техники. Главное знать, как это делать правильно.

Прополка.

Уже спустя неделю нужно немного разрыхлить почву. Потому что после посадки образуется плотная корка, которая плохо влияет на нежные ростки. К тому же она не дает кислороду нормально проникать вглубь. Поэтому данную процедуру стоит делать каждую неделю. Тем более, что такие действия будут препятствовать разрастанию сорняков, которые угнетают рост картофеля.

Прополка картофеля мотоблоком

Прополку производят с помощью борон: ротационной или сетчатой. Также используют провольник и лапы.

Окучивание

Спустя несколько недель вы увидите первые всходы. После этого предстоит окучивание. Здесь вам нужно использовать окучник на один, два или три ряда. С помощью особой насадки вы сможете внести дополнительные удобрения. Окучивание с с дисковым окучником значительно упростит процесс ухода за культурой. Ведь придется намного меньше прикладывать усилий и времени. Это наглядный пример, когда техника в разы упрощает работы на огороде.

Сбор урожая

Мотоблок поможет произвести сбор картофеля, когда он созреет. Происходит это, когда ботва становиться сухой и желтой. Нужно дождаться сухой погоды. Чтобы копать картошку, нужно мотоблок оборудовать выпахивателем или картофелекопалкой.

Если такого навесного оборудования нет, то можно использовать однорядный окучник. Он поднимет грунт и корнеплоды окажутся по краям грядки. Непосредственно собирать урожай придется вручную.

Посадка картофеля мотоблоком ускорит процесс обработки поля или огорода в несколько раз. К тому же применение мотоблока на огородных делах не заканчивается, с ним удобно и землю пахать, и другие культуры сажать. Поэтому данная техника – это отличное подспорье для каждого, кто имеет свое хозяйство и огород.

Видео: посадка картофеля при помощи мотоблока

Как подготовить к работе?

Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.

Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.

На оси привода надевают ступицы зацепов, закрепляют их с помощью шпилек и зашплинтовывают.

Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд. Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.

Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.

Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска всей своей длиной лежала на земле. Стойка плуга при этом должна быть расположена строго перпендикулярно земле и параллельно по отношению к внутреннему торцу зацепа.

Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить. Далее следует отрегулировать ширину колеи. Для этого правую кромку лемеха выставляют в одну линию с внутренней частью правого грунтозацепа.

Грунт при таком расположении будет срезаться абсолютно ровно, и управлять агрегатом станет легче.

Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.

Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.

Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.

Описание

Мотоблок представляет собой подвижный силовой агрегат, при необходимости оснащаемый навесным оборудованием. Благодаря этому он может применяться для выполнения самых различных операций, востребованных на приусадебных участках. Это устройство не следует путать с моторизованным культиватором, предназначенным только для обработки земли.

Внешне он выглядит как механизм особой конструкции, состоящий из следующих основных частей:

  1. Бензиновый двигатель (он может быть дизельным или электрическим).
  2. Трансмиссия.
  3. Редуктор и вал отбора мощности.

Помимо основных узлов, в состав устройства входят вспомогательные детали и навесные узлы для дополнительного оборудования.

Принцип работы

Ознакомиться с принципом работы мотоблока можно лишь после того, как изучено его устройство

При этом важно понимание порядка взаимодействия всех составляющих его узлов, который может быть описан так:

  1. Крутящий момент с двигателя передается на трансмиссию.
  2. В этом узле он посредством ремня приводит во вращение механические части редуктора.
  3. И только после этого вращающее усилие передается на вал отбора мощности (колеса или приводной механизм навесного оборудования).

Рассмотренный порядок работы мотоблока позволяет превратить энергию дизельного или бензинового топлива в полезное тяговое усилие.

Как можно использовать агрегат

При наличии в хозяйстве современного мотоблока его пользователю удается совершать самые различные операции, на первый взгляд не имеющие к нему никакого отношения. К таким необычным способам применения механического средства относятся уборка картофеля и очистка территории от снега в зимний период. Помимо этого, его владелец получает возможность проведения следующих рабочих операций:

  1. Вспашка почвы (для этого заранее следует ознакомиться с тем, как работать мотоблоком с плугом).
  2. Боронование.
  3. Окучивание.
  4. Прополка грядок и уборка урожая.

К этому можно добавить перевозку грузов на небольшие расстояния и использование его в качестве приводного механизма для домашнего фрезерного станка. Работа мотоблока с фрезой – это особый вопрос, для рассмотрения которого потребуется отдельная статья.

Как окучивать картофель

Дисковым окучником

Видео окучивания картофеля мотоблоком с окучником дискового типа позволяет понять, как следует выполнять поставленную задачу. Дисковый окучник окучивает одновременно только один ряд, над которым находится. Остальная часть территории затрагиваться не будет. Для окучивания потребуется больше времени, так как мотоблок будет прогоняться над каждым рядом, но при этом предполагается более качественная обработка грунта.

Настройка дискового окучника требует минимальных усилий. Рекомендуется развести нижние точки дисков на ширину междурядья. После этого определяется угол атаки, причем рекомендуется ориентироваться на имеющийся опыт. В любом случае картофель должен присыпаться землей. Желательна симметричная настройка для дисков, так как окучник должен держаться в определенном направлении.

Двухрядным плугообразным

Предполагается обязательное использование грунтовых зацепов и удлинителей. Желательно использовать комплектующие большого диаметра, благодаря которому становится возможным проведение качественного окучивания картофельных кустов. Если выбрать модель с недостаточно большими грунтовыми зацепами, мотоблок будет заминать картофель.

После установки грунтовых зацепов на мотоблок рекомендуется настроить окучник по ширине. При этом каждый окучник должен приходиться на середину картофельного междурядья. После этого выполняется заглубление на нужное количество сантиметров и проводится настройка с учетом глубины, которая позволит сохранить ось техники перпендикулярной грунту. В результате кусты будут качественно засыпаться грунтом.

Теперь проводится окучивание ряд за рядом для качественной обработки всей нужной территории.

Однорядным плугообразным

Для использования однорядного плугообразного окучника также потребуются грунтовые зацепы, которые должны проходить по одному междурядью. Картофель желательно садить по специальной схеме, так как грунтовые зацепы должны проезжать между ними. Интересуясь, как окучивать картошку мотоблоком, желательно ориентироваться на форму окучника и настройки мотоблока.

Важно! Мотоблок с окучником погружают в землю на оптимальную глубину и настраивают по специальной схеме. Ось должна находиться перпендикулярно поверхности грунта. После этого мотоблок или культиватор прогоняют по междурядьям, выполняя окучивание картофеля

После этого мотоблок или культиватор прогоняют по междурядьям, выполняя окучивание картофеля.

Устройство и принцип работы

Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.

За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.

Современный рынок представляет широкий ассортимент мотоблоков от разных производителей, однако, их конструкция не имеет принципиальных различий. Все агрегаты устроены примерно одинаково и включают в себя двигатель, ходовую часть, трансмиссию и систему управления.

Двигатель. Современные мотоблоки оснащены двигателями внутреннего сгорания, причём в более лёгких моделях используют бензиновые четырехтактные движки, в то время как образцы тяжёлого класса оборудуются мощными дизельными моторами. Однако на более ранних моделях можно встретить и двухтактные двигатели, но в силу их возраста встречается такие образцы достаточно редко. Моторы, в свою очередь, оснащены системами воздушного охлаждения, зажигания, топливными фильтрами, карбюратором и системой смазки.

Механизм запуска практически во всех моделях представлен двумя видами стартера – ручным и электрическим. Это позволяет завести двигатель в любых температурных условиях, а также после длительного простоя агрегата.

Трансмиссия, передающая крутящий момент на колёса, служит для изменения скорости агрегата, и состоит из редуктора, дифференциала, сцепления и коробки переключения скоростей. Последняя, в свою очередь, может иметь до шести передних и двух задних передач. Практически все машины оснащены валом отбора мощности, при помощи которого крутящий момент передаётся на вращающиеся элементы навесного оборудования. Дифференциал устанавливается преимущественно на тяжёлых машинах и обеспечивает вращение левого и правого колёс с разной скоростью. Это бывает необходимо при обработке сложных участков и вспашке целинных земель.

Дифференциалы моста часто оснащаются системой блокировки, при включении которой оба колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это позволяет мотоблоку преодолевать высокие препятствия и осуществлять транспортировку грузов по бездорожью.

Ходовая часть мотоблоков представлена крепкой стальной рамой, на которой крепятся основные узлы и колёсные диски. Большинство агрегатов оснащены широкими пневматическими колёсами и дополнительно укомплектованы грунтозацепами. Последние представляют собой металлические обода с глубоким агрессивным протектором. Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблока, а также для улучшения его сцепления с землёй во время выполнения тяжёлых земляных работ, например, вспашке.

Органы управления представлены совокупностью систем, позволяющих изменить направление движения и скорость мотоблока, и включают в себя руль с расположенным на нём рычагом переключения передач, ручками сцепления и газа, а также кнопкой экстренного тормоза. Рычаги управления карбюраторной заслонкой и валом отбора мощности расположены на соответствующих узлах и также хорошо доступны. Сам руль во многих моделях может регулироваться по высоте и глубине выноса, что позволяет настроить мотоблок под свой рост.

Как обкатать двигатели разных марок?

Рекомендации производителей по обкатке моторов актуальных марок:

Briggs&Stratton (Бриггс энд Страттон). Как таковых инструкций по обкатке двигателей данной марки нет. Единственное, нужно менять масло каждые пять-восемь часов работы. Моторы серии EXI вообще не нуждаются в замене масла на протяжении всего периода эксплуатации мотоблока;

Honda (Хонда). Двигатель не должен длительное время работать на холостом ходу, чтобы не накапливалось масло в картере и не снижались его смазочные свойства. Рекомендовано эксплуатировать агрегат в рамках оптимальных скоростей, соблюдать допустимые нагрузки, придерживаться периодичности использования (спустя 5 – 20 часов работы в зависимости от модели);

Двигатель Subaru (Субару). К общим рекомендациям относится: контроль состояния системы воздушного фильтрования, свечей зажигания, топливной системы, уровня загрязнения цилиндровых рёбер. Соответственно, в особой обкатке двигатель Субару не нуждается;

Lifan (Лифан). Специальные датчики устройства не позволят двигателю запуститься при недостатке масла. Обкатывать мотоблок нужно на средних скоростных режимах. Длительность первой эксплуатации в щадящем режиме – пять-восемь часов. После производится повторная замена масла.

Двигатели китайского производства также часто устанавливаются на современные модели мотоблоков. Большинство из них четырёхтактные и с воздушным охлаждением.

Притирка деталей китайского производства выполняется следующим образом:

  • Десть минут эксплуатации без нагрузки и при вращении 2500 об/мин (средний режим нагрузки);
  • Десять минут использования без нагрузок и при вращении 3000 об/мин (режим немного ниже высокого);
  • Десять минут без нагрузки и при вращении 3600 об/мин (на максимальной скорости);
  • Полчаса эксплуатации с небольшой нагрузкой на полном газу (культивация при малой глубине вспахивания);
  • Полчаса использования со средней нагрузкой на полном газу (среднее углубление фрез при культивировании).

На этом этап обкатки мотоблока можно считать завершённым. Чтобы понимать разницу, холостой ход – 1200 оборотов за минуту.

Общие указания по обкатке двигателей подходят и для других популярных марок: Нева, Шненли, Кентавр и т.д.

Правильная вспашка земли мотоблоком

Перед вспашкой навешиваются колеса диаметром 50−60 см и шириной 18−20 см

Важно соблюдать эти параметры, если колеса будут слишком узкими есть вероятность, что инструмент будет мотать из стороны в сторону. Недостаточно большой диаметр создаст малое расстояние между почвой и редуктором. Если обод будет сплошным, увеличивается вероятность того, что в ребрах-грунтозацепах соберется земля

Если обод будет сплошным, увеличивается вероятность того, что в ребрах-грунтозацепах соберется земля.

Для навески оборудования понадобится напарник. Он поможет приподнять оборудование и поставить его на подставки, на рекомендуемую высоту 15−20 см. При этом кромка лемеха должна касаться земли. Стойка плуга располагается вертикально, а грядиль устанавливается в горизонтальном положении. Правая кромка устанавливается на линии с внутренним краем правого колеса. Это обеспечивает ровную подрезку земли, легкое отваливание и плавный ход мотоблока. Перед проведением операций следует свериться с инструкцией производителя.

Подготовка грунта

Вдоль земли натягивается шнур, который служит ориентиром для дальнейшего движения. Обычно он устанавливается на первом ряде. Эти правила помогают неопытным пахарям соблюсти ориентир, так как плуг уводит в сторону. На втором ряду шнур убирается. Как правило, человек, который уже занимался подобными видами работ, не имеет проблем с сохранением нужных расстояний и делает все ряды ровными.

Работа с земельным участком

После предварительной подготовки начинается вспашка. Для меньшего количества лишних движений, мотоблок идет вдоль той стороны, которая больше. Это позволяет совершить меньшее количество поворотов, что экономит и силы работника, и время, затраченное на переопределение направления блока. Ручка поворачивается влево для простоты передвижения по непаханой земле

Важно соблюдать умеренный темп движения блока, чтобы не дать нагреться мотору. В случае перегрева работа приостанавливается до того момента, пока блок не остынет. Также не рекомендуется подталкивать плуг

Также не рекомендуется подталкивать плуг.

Каждое поле уникально и имеет разную твердость грунта. Нормальным качество грунта считается рыхлость, при которой земля легко протыкается металлической палкой на глубину до 50 см. Твердая земля затрудняет движение вспахивательной машины и негативно влияет на исправность и дальнейшую работоспособность инструмента. В таком случае грунт увлажняется обычной водой или специальными растворами, и делянка проходится два раза. Первый — подготовительный, а второй используется для вспашки на полную глубину. В некоторых случаях следует закрепить результат и пройтись третий раз.

Как копать картошку мотоблоком

Для копки картофеля необходимо отрегулировать глубину погружения плуга.

Как копать картошку мотоблоком, чтобы не порезать урожай? Для этого потребуется предварительная настройка механизма, а в частности, регулировка плуга, ответственного за обработку земли.

  1. Отрегулировать глубину, на которую плуг будет погружаться в почву, можно с помощью болтов, находящихся между стойкой плуга и замком.
  2. Ослабив крепление, самостоятельно перемещают плуг вверх или вниз на нужное расстояние.

Для пробного ряда устанавливают глубину погружения, равную длине штыка лопаты. Если расстояние будет меньше, выкопанные клубни окажутся повреждёнными.

Но также требуется отрегулировать угол наклона полевой доски относительно поверхности земли. Для этого выкручивают винтовую рукоять до тех пор, пока доска не окажется на земле.

Необходимо добиться поднятия задней части доски на 3–5 см от грунта. Для этого рукоятку вращают в противоположном направлении.

Уборка картошки

Плуг отрегулирован – делаем пробный проход.

  1. После регулировочных работ приступают к пробному вскапыванию.
  2. Достаточно пройти мотоблоком по ряду 3–4 метра, собрать картофель и внимательно его осмотреть.
  3. При правильной настройке оборудования, порезанных клубней не будет.
  4. Если выявлены потёртые и порезанные картофелины, необходимо увеличение глубины хода копалки. После дополнительной настройки проходят ещё 3 м рядка и проверяют выкопанные клубни.

Некоторые люди не хотят тратить время на настройку оборудования и проверку урожая, именно такие огородники и жалуются на испорченный мотоблоком урожай.

Особенности процесса копания

После прохода мотоблока клубни картофеля поднимаются на поверхность земли.

Перед сбором урожая участок с картофелем очищают от мусора, опавшей листвы и сорной травы. Удалять сорняки в междурядьях также можно культиватором. Для этого потребуются специальные устройства для мотоблока: окучник и 2 рыхлителя, позволяющие разрыхлить землю между рядками.

  1. Урожай выкапывается через ряд, т. е. сначала обрабатываются нечётные рядки, а затем оставшиеся.
  2. Это необходимо для того, чтобы выкопанная картошка, попавшая в междурядья, не повреждалась колёсами мотоблока.
  3. Кроме этого, если копать все ряды подряд, мотоблок будет тяжело удерживать, т. к. на разрыхлённой земле его начнёт вести в сторону.

Правильно выбранная тактика сбора урожая позволяет обработать 6 соток участка в течение 1 часа. При этом на выкапывание рядков затрачивается около 20 минут, а остальное время уходит на сбор урожая. Время указано приблизительно, т. к. собирать может 1 человек или сразу несколько. Чем больше людей задействовано в процессе, тем быстрее урожай будет собран.

Копка картофеля мотокультиватором – как собрать урожай?

После окучивания картофеля кусты начнут расти гораздо быстрее. Спустя некоторое время ботва культуры высохнет, и придет время сбора урожая. В большинстве случаев картошка созревает к концу августа, однако, в зависимости от климатических условий и сроков посадки период созревания может меняться.

Собирать картофель лучше всего в теплую и сухую погоду, чтобы клубни были чистыми и на них не налипала  влажная почва. Перед сбором урожая нужно скосить выросшие сорняки и сухую ботву, чтобы она не мешала при копке картошки. Выкапывать картошку лучше всего при помощи картофелекопалки, однако, за неимением этого оборудования можно снова применить окучник.

Для сбора урожая прицепите окучник к культиватору, а вместо штатных колес прикрепите к технике грунтозацепы. После этого включите на культиваторе первую скорость, переведите агрегат посередине грядки, и начните выкапывать картофель. В процессе работы окучник будет подрезать грунт, и раскладывать клубни на поверхности земли по краям обрабатываемой грядки.

После копки картофеля собранные клубни нужно разложить в темном помещении, в противном случае они позеленеют от солнечных лучей. Спустя пару недель  клубни потребуется перебрать и отделить на мелкие и крупные, после чего разложить их в подвале для дальнейшего хранения.

Как правильно настроить культиватор?

В целях исключить зарывание культиватора и ряд других распространенных проблем, владельцу техники необходимо выполнить ряд действий по его подготовке и настройке.

К ним относиться:

Сначала культиватор необходимо установить на толстую доску, и снять с него заводские колеса. Вместо них нужно закрепить по одному комплекту фрез с левой и правой стороны

В один набор фрез входят 8 режущих ножей – это количество элементов дает самый лучший результат при обработке грунта; При установке фрез необходимо обратить внимание на положение ножей. Они должны быть направлены только вперед. Рабочая часть каждого из ножей не должна быть острой

В противном случае культиватор не будет продвигаться вперед, а начнет зарываться в землю. Кроме того, острые фрезы будут срезать стебли сорняков, а не наматывать и вытаскивать их вместе с корнями; Далее на технику потребуется установить серьгу, необходимую для монтажа сошника; Сошник представляет собой планку с проделанными в ней отверстиями. Он необходим для точной регулировки положения фрез при культивации участка; Для фиксации сошника его нужно установить в серьгу и закрепить при помощи шплинтов и втулки. Для этого выбирается второе отверстие. Отсчет ведется с нижней части сошника. Таким образом, глубина культивации составит 20 см. Этого вполне достаточно для качественной обработки грунта и ликвидации крупных сорняков; Чтобы увеличить глубину культивации, сошник необходимо опустить вниз, и прикрепить к серьге через верхнее отверстие элемента; Чтобы уменьшить глубину вспашки, сошник следует приподнять вверх, и зафиксировать на серьге через его нижнее отверстие

Рабочая часть каждого из ножей не должна быть острой. В противном случае культиватор не будет продвигаться вперед, а начнет зарываться в землю. Кроме того, острые фрезы будут срезать стебли сорняков, а не наматывать и вытаскивать их вместе с корнями; Далее на технику потребуется установить серьгу, необходимую для монтажа сошника; Сошник представляет собой планку с проделанными в ней отверстиями. Он необходим для точной регулировки положения фрез при культивации участка; Для фиксации сошника его нужно установить в серьгу и закрепить при помощи шплинтов и втулки. Для этого выбирается второе отверстие. Отсчет ведется с нижней части сошника. Таким образом, глубина культивации составит 20 см. Этого вполне достаточно для качественной обработки грунта и ликвидации крупных сорняков; Чтобы увеличить глубину культивации, сошник необходимо опустить вниз, и прикрепить к серьге через верхнее отверстие элемента; Чтобы уменьшить глубину вспашки, сошник следует приподнять вверх, и зафиксировать на серьге через его нижнее отверстие.

Установив и настроив рабочее оборудование, можно начинать эксплуатацию культиватора. Чтобы точно определить глубину вспашки, следует совершить контрольный прогон техники по участку

В это время нужно обратить внимание на работу культиватора. Если его двигатель сильно вибрирует и дымит, значит, техника поддается чрезмерным нагрузкам. В таком случае потребуется установить сошник на меньшую глубину и снова проверить работу культиватора

В таком случае потребуется установить сошник на меньшую глубину и снова проверить работу культиватора.

Навесное оборудование для посадки картошки мотоблоком

Навесное оборудование на мотоблок используется для выполнения различных работ, таких как посадка, прополка или окучивание культуры. Для посадки картофеля мотоблоком чаще всего используют окучник или навесную картофелесажалку. Эти приспособления отличаются одно от другого как по внешнему виду, так и по способу их использования. Второй вариант можно назвать более автоматизированным. Рассмотрим их более подробно.

ФОТО: akimov-ip.ruНавесного оборудования для мотоблоков существует великое множество

Статья по теме:

Как посадить картошку мотоблоком с окучником

Окучник – это приспособление для мотоблока, которое способно делать борозды в грунте. Их глубина настраивается оператором. Окучник может быть однорядным или двурядным. Высадку картофеля в грунт при помощи окучника можно назвать частично автоматизированной. Ведь после того, как борозда готова, требуется вручную уложить в неё семенной материал, после чего засыпать землёй. Конечно, наиболее сложную работу (ручное выкапывание лунок) окучник с успехом выполняет, однако времени на посадку, особенно если площадь довольно большая, уйдёт много. Именно поэтому чаще всего для подобных целей используют такое приспособление, как картофелесажалка.

ФОТО: agro-ambar.ruКартофелесажалка в разы ускоряет процесс

Картофелесажалка: принцип работы навесным оборудованием

Картофелесажалка позволяет полностью автоматизировать процесс.

Если разделить это навесное оборудование на детали, можно выделить из них 4 основных:

  • бункер, в который насыпается семенной материал;
  • механизм для его подачи;
  • плуг-разрыхлитель;
  • механизм, засыпающий борозду.

При использовании картофелесажалки важно лишь правильно установить навесное оборудование на мотоблоке и отрегулировать размеры по заглублению. Если всё выполнено как надо, оператору останется засыпать семенной материал в бункер, завести мотоблок и следить за его работой, задавая направление движения

Картофелесажалка, которую будет тянуть мотоблок, самостоятельно сделает борозду, уложит в неё семенной материал и засыплет грунтом. По времени можно сказать, что в среднем скорость работы картофелесажалки около 12 соток в час. Небольшие погрешности могут быть из-за плотности грунта, модели мотоблока или размера семенного материала.

ФОТО: муп-апу.рфТакое оборудование можно сделать и своими руками

Для того, чтобы читателю был понятен процесс, предлагаем посмотреть небольшое видео о посадке картошки при помощи мотоблока.

Watch this video on YouTube

Однако мало посадить картофель на участке. В течение сезона его потребуется окучивать, полоть, а после −  ещё и выкапывать. Разберём иное оборудование для мотоблока, которое поможет выполнить эти работы.

Как правильно пахать мотоблоком

Двигатель запущен, можно приступать к вспашке. Для начала работы мотоблок выводится на участок. Границы первой борозды отмечаются туго натянутым шпагатом. Ручки управления следует повернуть в левую сторону, чтобы управлять блоком с нераспаханной земли. На малой скорости делается первая борозда. Делать это нужно аккуратно, не сбиваясь с ориентировочного шнура. Дойдя до конца участка, выполняют проверку глубины вспашки. Она должна быть в пределах 15-20 см.

После этого правое колесо ставят в борозду, включают первую передачу и продолжают пахать. Пользоваться оборудованием легко, навык появляется быстро. Если глубина вспашки не устраивает, нужно регулировать плуг. При вспашке нужно постоянно следить за колесом в борозде, оно не должно выходить за ее пределы. Гребень земли должен находиться на расстоянии 8-10 см от предыдущего. Хорошо отрегулированный мотоблок движется ровно, без рывков. Подталкивать его нельзя. С появлением навыков скорость вспашки можно увеличить.

Иногда мотор перегревается. В таком случае его нужно заглушить и остудить. При вспашке почвы она наполняется кислородом. Это сказывается на будущем урожае. Полезна осенняя вспашка. Пашите мотоблоком под зиму. Весной останется перекопать некоторые участки в углах огорода. Для пахоты лучше использовать изделия среднего и тяжелого класса.

Как пахать мотоблоком с плугом

Сегодня владельцы земельных участков часто пользуются техникой. Пахать плугом на мотоблоке намного проще и быстрее, чем копать огород лопатой. Мотоблок вспашет за полтора часа всю площадь, которую штыковой лопатой нужно копать неделю. Но для этого нужно правильно управлять механизмом. Агрегат вместе с навесными орудиями нужно:

  • доставить к месту работы;
  • резиновые колеса заменить грунтовыми зацепами;
  • удлиненные оси придадут мини-трактору дополнительную устойчивость;
  • навесить и отрегулировать плуг;
  • запустить двигатель;
  • начать пахать.

Правильная пахота имеет преимущества перед другими видами работ:

  • во время этого процесса можно вносить удобрения;
  • вспахиваемая глубина на всем участке остается неизменной;
  • грунт насыщается кислородом и влагой;
  • замедляется рост сорняков;
  • урожайность вырастает вдвое;
  • экономится время.

Управлять мотоблоком просто: нужно идти рядом с ним и рукоятками регулировать направление его движения. Вес агрегата должен быть не менее 70 кг. Выполнять вспашку можно на мотоблоке Нева и других механизмах. Более легкий агрегат не потянет плуг.

Такая вспашка имеет и недостатки:

  • нельзя пахать участки с глубоко находящимися корнями;
  • плодородный слой постепенно угасает и теряет качество.

Ровность вспашки можно отрегулировать скоростью движения мини-трактора.

Как пахать с фрезами

Небольшие участки лучше обрабатывать культиватором. Вместо культиватора используются и мотоблоки с фрезами. Они входят в комплект поставки или приобретаются отдельно. Настраиваются они горизонтально. Такая регулировка предотвращает появление волн из грунта. Обработка производится 1 раз. После двойной обработки земля слеживается. Часто используются саблевидные фрезы, иногда в форме «гусиных лапок». Работают фрезы аккуратно и с высоким качеством. Недостаток их — малая прочность, приводящая к частым ремонтам.

Вспашка земли мотоблоком с адаптером

Качество вспашки повышается, если плуг превратить в модуль транспортно-пахотного назначения. Адаптер представляет собой некий прицеп. Функциональность агрегата с адаптером сравнима с трактором и его возможностями. Пахота проходит легко, но медленно. Для вспашки целины нужен мотоблок весом более 100 кг. Может понадобиться утяжелитель для колес. Пахота проводится в несколько приемов. На каждом этапе земля обрабатывается на большую глубину. Легче обрабатывается сырая почва.

В заключение следует напомнить, что каждый год нужно менять направление вспахивания. Мотоблоки Нева, Хопер, МТЗ, Кентавр и некоторые другие марки могут пахать в свал, окучивать посадки с картофелем и выполнять целый ряд других работ на земельном участке и во дворе. Для осенней уборки урожая используют навес, приподнимающий землю и пропускающий ее через решетку. Клубни остаются сверху.

Помогли ли вам наши советы? На какие критерии при выборе мотоблока вы обращаете внимание прежде всего?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий