Необходимый диаметр сопла для покраски автомобиля краскопультом
Дюза подбирается исходя из используемого окрасочного материала, а также способа нанесения краски. Грамотно выбрав диаметр сопла краскопульта для покраски авто, процесс распыления станет максимально эффективным, а расход раствора – рациональным. При неподходящем размере дюзы состав смеси будет распыляться с образованием излишков тумана либо с подтеками. Кроме того, неправильная эксплуатация способна привести к засору отверстия и выходу из строя самого устройства.
Сопла в устройствах пневматического распыления
После нажатия на курок затворная игла в краскораспылителе открывает отверстие, через которое сжатым воздухом выталкивается краска. В зависимости от консистенции раствора и диаметра сопла краскопульта, используемого для покраски автомобиля, задается производительность устройства. Оптимальный размер дюзы для нанесения лакокрасочного материала пневматическим распылителем:
- 1,3-1,4 мм – базовая эмаль;
- 1,4-1,5 мм – акриловая краска, бесцветный лак;
- 1,3-1,5 мм – первичная грунтовая смесь;
- 1,7-1,8 мм – грунт-наполнитель, краска «Раптор»;
- 0-3.0 мм – жидкая шпатлевка.
Для качественной покраски авто нужен определенный диаметр сопла на краскопульте. Некоторые мастера предпочитают использовать универсальный размер дюзы. Опыт позволяет им сокращать расход краски и добиваться хорошего результата вне зависимости от используемого раствора. Но для работы с грунтовочной смесью и шпатлевкой универсальное сопло не подойдет – потребуется купить дополнительный набор насадок.
Сопла безвоздушного распыления
Покрасочные пистолеты, работающие от электромотора, обладают высокой производительностью. Чаще всего они применяются в крупносерийном производстве автомобильной техники, а не в бытовых целях. Для покраски авто краскопульт нужен с маленькой дюзой, которая предназначена для агрегата безвоздушного распыления. Размер насадки зависит от вязкости используемой смеси (в дюймах):
- 0,007″ – 0,011″ – жидкий грунт, лак, морилка;
- 0,011″ – 0,013″ – смесь низкой вязкости;
- 0,015″ – 0,017″ – масляные краски, грунт;
- 0,019″ – 0,023″ – антикоррозийное покрытие, фасадное ЛКМ;
- 0,023″ – 0,031″ – огнезащитный материал;
- 0,033″ – 0,067″ – пастообразная смесь, шпатлевка, вязкий и тягучий состав.
Покупая безвоздушный краскопульт для покраски авто, не все могут разобраться с соплом и определить, какой нужен размер, и что он обозначает. Маркировка изделия содержит 3 цифры:
- 1-я – угол распыления, рассчитанный путем умножения числа на 10;
- 2 и 3-я – размер отверстия.
В качестве примера рассмотрим сопло XHD511. Цифра 5 означает угол раскрытия факела – 50°, который оставит отпечаток шириной примерно в 2 раза меньше – 25 см.
Электрический краскопульт
Число 11 отвечает за диаметр сопла краскопульта, необходимый для покраски авто. В маркировке он указывается в тысячных долях дюйма (0,011). То есть с дюзой XHD511 можно покрасить поверхность смесью низкой вязкости.
Принцип работы покрасочного пистолета
Практически все модели краскораспылителей, которые применяются для покраски отдельных деталей машины или же кузова целиком в своей основе используют принцип пневматического распыления. Проще говоря, краска или лак подается по специальному каналу в краскопульте и под воздействием потока сжатого воздуха разбивается на мелкие частицы, далее материал выходит из сопла инструмента на большой скорости.
Таким образом, на выходе с воздушной головки образуется покрасочный факел из мелких частиц лакокрасочного материала, которые быстро движутся к обрабатываемой поверхности. Попадая на поверхность детали, эти частицы оседают на ней, создавая равномерный слой краски или лака.
Схема и основные узлы конструкции краскопульта
Чтобы произвести грамотную настройку краскопульта, вам нужно знать из каких деталей и узлов состоит этот инструмент и что за что отвечает при его работе.
Из основных составных частей можно выделить:
Когда маляр нажимает на спускной клапан, сначала открывается канал подачи сжатого воздуха, а при дальнейшем нажатии начинает поступать и лакокрасочный материал.
Регуляторы и их функционал
При настройке краскопульта, для начинающих мастеров нужно понимать какие регулировочные винты есть и за что они отвечают. На примере краскораспылителя SATA мы покажем их функционал.
Суть настройки покрасочного пистолета сводится к поиску оптимального соотношения подачи сжатого воздуха и краски. Если все сделать правильно, то на выходе должен получиться равномерный окрасочный факел, который в свою очередь будет четко распределять материал на обрабатываемой поверхности.
Типы краскораспылителей
Основным параметром классификации покрасочных пистолетов является рабочее давление, которое поступает в инструмент из компрессора и которое выдается в результате на воздушной головке. Зачастую выделяют три группы оборудования по этой характеристике: Если говорить о качестве и экономической целесообразности, то к покупке стоит рассматривать два последних типа устройств. HVLP и LVLP краскопульты работают при давлении 0,7 – 1,2 бара. В то время как конвенциональное оборудование распыляет материал под давлением 3 – 4 бара.
В чем же плюс HVLP и LVLP пистолетов? Они имеют значительно высший показатель переноса краски на деталь. Под низким давлением краска меньше превращается в бесполезную пыль и лучше переносится на саму поверхность кузова автомобиля. У краскопультов типа HVLP и LVLP этот показатель переноса составляет 65% – 70%. У конвенциональных типов всего 30% – 45%. Исходя из этого, вы существенно экономите материал, особенно это ощущается при нанесении дорогих красок под металлик или перламутр.
Если вы используете в работе краскораспылители SATA, то этот производитель для настройки краскопульта HVLP или LVLP типа изготавливает специальные воздушные головки с двумя манометрами. Такую насадку можно купить отдельно, но зачастую ее нет у начинающего маляра, поэтому мы будем рассматривать альтернативные варианты калибровки.
Настраиваем входное давление
Покупая инструмент, обратите внимание и на то, что производитель указывает оптимальное значения давления воздуха на входе в краскопульт. Этот параметр можно посмотреть в технической документации. Ниже, мы рассмотрим несколько вариантов подбора нужного давления исходя из различных конструктивных особенностей краскопультов
Ниже, мы рассмотрим несколько вариантов подбора нужного давления исходя из различных конструктивных особенностей краскопультов.
Опираясь на схему, для лучшего понимания вам нужно будет провести следующие шаги.
Вариант 2. Есть встроенный манометр.
В более дорогих и «нафаршированных» моделях краскопультов есть встроенный цифровой манометр, который еще больше упрощает настройку краскопульта для покраски автомобиля, особенно для новичков.
Основные виды краскопультов
Все окрасочные агрегаты можно разделить на три категории:
- низкого и высокого давления;
- профессиональные и полупрофессиональные;
- автоматические и ручные.
По уровню давления краскопульты разделяются на 7 основных типов по уровню давления в распыляющей головке и расходу материала:
- HP – High Pressure. Это аппараты старого поколения с высоким давлением.
- MP – Middle Pressure. Тоже достаточно старая система со средним уровнем давления.
- RP – Reduced Pressure. Более современная система с уменьшенным давлением.
- HVLP – High Volume Low Pressure. Система, работающая при низком давлении, переносящая большое количество напыляемого материала.
- LVLP – Low Volume Low Pressure. Система, работающая с низким давлением и распыляющая малые объемы материала.
- LVMP – Low Volume Middle Pressure. Система, работающая с малым количеством краски и средним давлением.
- HTE – High Transfer Efficiency. Система с очень большим распыляемым объемом материала.
Рассмотрим наиболее характерные и часто встречающиеся типы краскопультов.
Краскопульт системы HP
Можно сказать, это классический тип окрасочного оборудования, давно используемый автомалярами. Агрегаты этого типа используют при работе большое давление в распыляющей головке – 1,2-1,5 атмосфер. Для создания такого давления требуется достаточно мощный компрессор на 2,5-5 атмосфер. Расход воздуха при их работе составляет 100-300 литров в минуту.
Преимущества краскопультов HP:
- высокая скорость работы;
- равномерное нанесение материала из-за большой ширины факела.
Недостатки:
- большое давление создает воздушные завихрения, что приводит к образованию «шагрени» на поверхности и, как следствие, необходимости шлифовки и полировки;
- из-за высокого давления часть до 50% краски рикошетирует от поверхности и разлетается вокруг, увеличивая расход;
- из-за большого объема распыляемой краски новички нередко наносят ее слишком толстым слоем, вследствие чего образуются потеки.
Краскопульт системы HVLP
Краскопульты системы HVLP создают на распыляющей головке более низкое давление – 0,7 атмосфер. Несмотря на это, они требуют значительного давления от компрессора – 2,5-4,5 атмосферы и потребляют до 350 литров воздуха в минуту.
За счет низкого давления в сопле эти модели осаждают на поверхность значительно больше краски – до 70%. То есть расход краски при работе с такими агрегатами меньше, чем у краскопультов высокого давления. В результате, система становится не только экономичной, но и экологичной.
Меньший размер окрасочного факела требует более близкого расположения краскопульта к рабочей поверхности – 12-15 сантиметров.
Достоинства краскопультов системы HVLP:
- экономия материалов при работе;
- отсутствие опыла;
- высокое качество поверхности из-за отсутствия завихрений.
Недостатки:
- высокое потребление воздуха;
- из-за необходимости соблюдать небольшое расстояние от поверхности затруднена работа с местами, куда тяжело дотянуться;
- требуется дополнительные фильтры очистки и увеличенный диаметр шланга подачи воздуха.
Краскопульт системы LVLP
Достаточно свежая разработка, объединяющая достоинства двух предыдущих систем. Краскопульты LVLP работают на относительно небольшом входном давлении в 1,5-2 атмосферы, потребляя всего 150-250 литров воздуха в минуту.
Эти модели создают давление на сопле 0,7-1,2 атмосферы, что дает более мощный факел, чем у системы HVLP, что дает возможность работать с пультом на большем расстоянии от поверхности. Несмотря на это, расход краски низок – до 75% материала оседает на поверхности.
Достоинства краскопультов системы LVLP:
- экономичность в потреблении воздуха;
- высокий процент переноса краски;
- нечувствительность к перепадам рабочего давления.
Недостатки практически отсутствуют.
Комплектация
Вискозиметр – измеряет степень вязкости лакокрасочного материала. Вязкость используемой смеси определяется соотношением ЛКМ и растворителя. Единица измерения – DIN. Грамотно подобранная вязкость состава способствует нормальной работе агрегата и улучшает качество покрытия.
Ориентировочные значения различных ЛКМ:
- автомобильные краски и лаки – 15-20 DIN;
- грунтовки – 15-30 DIN;
- фактурные краски, эмали – 15-25 DIN;
- глазурь – 20-30 DIN;
- жидкие шпаклевки – до 30 DIN;
- латексные краски – 35-45 DIN.
Игла для чистки форсунки – применяется для ухода за краскопультом.
Сменные сопла – расширяют функционал инструмента. Комплект из нескольких форсунок позволяет настроить краскопульт под конкретную задачу и ЛКМ.
Манометр – дает возможность отслеживать давление на входе. В результате уменьшается вероятность возникновения непредвиденных ситуаций.
Валик – традиционный малярный валик, оснащенный системой подачи краски и длинной рукояткой. Преимущество данного решения – маляру не нужно время от времени погружать валик в резервуар с краской. В отличие от любого краскопульта валик не дает брызг, а значит безопаснее в работе.
Насадка для пылесоса – позволяет использовать пылесос в качестве компрессора для краскопульта.
Подключение двух пистолетов – увеличивает скорость нанесения ЛКМ. Такая опция предусматривается в покрасочных станциях.
Плечевой ремень – обычно встречается в моделях с выносным компрессором. Служит для комфортного ношения компрессора на плече и разгрузки рук оператора. При этом обеспечивается свобода действий для маляра, так как компрессор всегда рядом.
Тележка – позволяет перевозить производительный и тяжелый краскопульт.
Кейс – облегчает хранение и транспортировку краскопульта. Защищает устройство от механических повреждений, загрязнений, пыли.
Разновидности краскораспылителей
В зависимости от способа подачи воздуха и устройства пульверизаторы для окрашивания потолков и стен можно разделить на три основных вида:
- ручные;
- пневматические;
- электрические.
Ручные модели
Эти пульверизаторы имеют самое простое устройство, в котором можно выделить следующие основные элементы:
- распыляющий пистолет;
- насос;
- резервуар.
В момент начала работы в резервуаре создаётся давление, под действием которого лакокрасочный материал подается на окрашиваемую поверхность. Пульверизаторы такого типа могут быть оснащены ножным или ручным приводом. В среднем их производительность составляет 200−250 м2/ч.
Основными достоинствами таких агрегатов являются:
- простота в эксплуатации,
- отсутствие необходимости в дополнительных затратах для нагнетания воздуха,
- возможность нанесения водоэмульсионных, водно-известковых и водно-меловых покрытий.
Но у ручных моделей можно выделить и ряд существенных недостатков:
- чтобы создать равномерное и качественное покрытие, постоянно приходится давить на рычаг;
- низкая производительность;
- невысокое давление, склонное к перепадам;
- подходят для нанесения только определенных окрасочных материалов.
https://youtube.com/watch?v=0GgnbljEodY
Если сравнить эти пульверизаторы с другими видами, то у них качество работы является достаточно низким. Но, в любом случае, окрасить поверхность с помощью ручного краскораспылителя будет быстрее, чем обычным валиком. Такой агрегат прекрасно подойдет для окрашивания небольших площадей и помещений для временного использования.
Пневматические пульверизаторы
Отличительной особенностью этих приборов является возможность создания ровного и тонкого слоя на поверхностях большой площади. Пневматические пульверизаторы обладают следующими достоинствами:
- высокая производительность;
- позволяют быстро окрасить большую площадь поверхности;
- возможность точной настройки рабочих параметров;
- стабильное давление обеспечивает возможность равномерного нанесения лакокрасочного материала;
- подходят для нанесения любых составов.
Из недостатков этих устройств можно отметить необходимость дополнительного приобретения компрессора, без которого такой краскопульт для покраски работать не будет. Они оснащаются шлангами достаточно небольшой длины, которые ограничивают свободу передвижения.
Дополнительно пневматические краскораспылители можно подразделить на несколько подвидов в зависимости от их особенностей устройства:
- с нижней подачей;
- с верхней подачей;
- с высоким давлением;
- с низким давлением и высоким объемом;
- с низким давлением и объемом;
- с системой пониженного давления.
Электрические приборы
Главной особенностью этих агрегатов является то, что в них всю работу выполняет насос, создающий определенное давление, благодаря которому лакокрасочный материал распыляется на поверхность. Поскольку здесь отсутствует компрессор, который бы подавал под давлением сжатый воздух, краска измельчается довольно плохо. Это обуславливает невысокое качество создаваемого покрытия.
Электрические пульверизаторы чаще всего выбирают мастера-самоучки, решившие выполнить ремонт своими руками. Для выполнения этой задачи электрические краскораспылители идеально подходят, благодаря невысокой цене и компактным габаритам.
Среди других достоинств этих пульверизаторов можно выделить следующие:
- простое управление;
- позволяют точно настроить режим распыления с подходящими параметрами;
- возможность выполнения окрашивания под разными углами, которую обеспечивает гибкая заборная трубка;
- возможность создания качественного покрытия за короткий временной промежуток.
Минусов у электрических пульверизаторов всего лишь два: они требуют профилактики и регулярного обслуживания.
Регулируем необходимое давление в пульверизаторе при покраске
Подбор оптимального давления воздуха – более сложный этап настройки. Дело в том, что этот параметр для каждого случая индивидуален. Выбор зависит и от конкретной модели инструмента, и от типа используемого ЛКМ, и от показателя вязкости.
Первый отпечаток, полученный от короткого (секундного) выпрыска, внимательно рассматривается на предмет расположения и размера капель, формы, выступов и впадин, разбрызгивания в верхней и нижней частях рисунка.
- текущие капли, крупные плотные пятна краски на листе – результат недостаточного давления;
- образовавшаяся на листе восьмерка – показатель избыточного давления;
- отпечаток, напоминающий очертаниями банан, толстый полумесяц, грушу – признак неисправности или загрязнения воздушной головки, сопла или дюзы.
В процессе проб нужно добиться красивой растянутой формы факела без уплотнений, потеков и вкраплений. Пробные выпрыски краски на лист лучше всего делать с расстояния 25-30 см. При чистовой окраске прибор держат на том расстоянии от поверхности, которое рекомендует производитель ЛКМ в инструкции. Для проверки качества распыления краскопульт или его головку нужно держать горизонтально.
Регулятор воздуха в разных моделях краскопульта может быть съемным или встроенным в рукоятку. Если оператор работает со съемным устройством, то регулятор следует открыть полностью в месте соединения ресивера со шлангом.
Работая со встроенным типом, изменять давление нужно при нажатом курке. В противном случае при нажатии курка образуется резкое падение давления. Из-за нехватки воздуха краскопульт будет неравномерно разбивать ЛКМ.
Как выбрать дюзу
Сопло распылителя имеет определенные размеры. Через это отверстие протекает ЛКМ, а также в это отверстия вставляется игла, позволяющая регулировать поток краски. Игла двигается вперед и назад посредством курка. Когда курок полностью опущен, игла прижата пружиной, и отверстие дюзы герметично закрыто. Для материалов с разной вязкостью используются разная форсунка:
- 1,2 – идеальный размер для локальных малярных работ;
- 1,3-1,6 – подойдет для нанесения базы или лака (также подходит для работы с водорастворимыми красками);
- 1,4-1,7 – идеальный размер для лака и акрила;
- 1,6-2,2 – для грунтования;
- 2,5-3,0 – для работы с жидкой шпаклевкой.
Это некие общие рекомендации, которым, в принципе, можно неследовать. Профессиональные маляра выбирают один размер и отлично используют его с разными материалами. Для грунтования нужен больший размер, а иначе придется разводить грунтовку более жидко.
Несколько полезных советов
В процессе эксплуатации и хранения оборудования рекомендуется выполнять следующие условия:
- После каждого использования краскопульт нужно тщательно промывать.
- Даже небольшой засор в бачке приведет к прерывистости и неравномерности окрашивания.
- Краскораспылитель можно хранить только в сухом месте. Прежде чем поместить оборудование на хранение, нужно его разобрать и помыть.
- Если очищать аппарат с помощью металлических приспособлений, можно испортить сопло или пневматическую головку.
Также не стоит экономить при покупке краскораспылителя. Если устройство собрано из дешевых компонентов, то никакая регулировка краскопульта не обеспечит надлежащего качества окрашивания. Не рекомендуется приобретать очень дешевые пульверизаторы китайского производства. Несмотря на низкие цены, такие аппараты, как правило, очень сложно поддаются настройке. К тому же для работы с китайскими краскопультами подойдет далеко не всякая краска.
Перед покупкой краскораспылителя желательно хорошо изучить имеющиеся на рынке предложения. Также не лишним будет узнать отзывы о тех или иных моделях в интернете или попросить совета у знакомых мастеров.
Нюансы конструкции краскораспылителей с различным типом бачка
Устройство краскопульта с верхним бачком, а также принцип его работы, рассматривался выше. Единственное, что стоит уточнить, так это способ подачи ЛКМ в корпус инструмента. Поскольку бачок для краски находится в верхней части прибора, то она стекает к запорной игле естественным путем, вследствие силы притяжения.
Устройство краскопульта с нижним бачком отличается лишь расположением последнего. Забор краски из него происходит за счет разрежения, создаваемого потоком воздуха внутри прибора. В дальнейшем, работа краскораспылителя не отличается от работы прибора с верхним расположением емкости.
Кроме всего, не так давно на рынке оборудования для нанесения ЛКМ появились вакуумные бачки. Их с успехом применяют вместо штатных бачков краскораспылителей. Вакуумный бачок представляет собой жесткий стакан-колбу с отверстием на дне, в который вставляется мягкий стаканчик с крышкой. На колбе нанесена шкала, по которой удобно определять количество краски.
Преимущество вакуумных бачков в том, что они позволяют работать краскопульту в любом положении. Независимо от того, как повернут прибор, вверх бачком или вниз, краситель все равно поступает в пистолет благодаря образующемуся в мягком стакане вакууму. При этом стакан деформируется, и краска выжимается из него полностью.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Обзор газонокосилок с хорошим приводом | Экспресс-Новости
Видеоподборка по покраске автомобиля
Что касается практики, то в данном случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Все начинающие автомаляры мечтают увидеть, как работают профессионалы. И чем больше они набирают опыта, тем больший интерес их одолевает. Благо — сегодня есть возможность знакомиться с тем, как работают другие, не вставая с кресла у себя дома.
Секреты работы с ксераликом
Перед окраской обязательно зачищается ржавчина, затем дефекты правильно шпаклюются, грунтуются и красятся. Перед грунтовкой и окраской нужно тщательно обклеивать все необходимые детали и элементы машины с помощью бумажного скотча и специальной бумаги (можно использовать страницы глянцевых журналов).
Подготовка и покраска автомобиля
Видео покраски автомобиля демонстрирует только азы технологии, а сами навыки приобретаются только на практике.
Электрические краскопульты для покраски авто
Электрический краскопульт — достаточно новое на рынке устройство. Это полностью сбалансированный, зачастую автоматический комплекс. Для его работы нужен только доступ к сети питания. Все нужное оборудование (компрессор, рукоять распылителя, красочный стакан) скомпоновано в достаточно компактные блоки.
Еще недавно главным недостатком электрического краскопульта называли большую массу и малое удобство работы. Но сегодня выпускаются модели, не доставляющие практически никаких неудобств. Идеальный вариант для начинающего — электрический краскопульт, блок компрессора которого навешивается на рюкзачные лямки-разгрузку за спиной оператора (или на плечо).
Отдельные модели предполагают установку нагнетателя на полу.
Еще более неудобные предлагают держать блок компрессора в руках.
Современный электрический краскопульт предлагает ряд удобных возможностей:
- долгая непрерывная работа благодаря использованию мембранного компрессора;
- высокая производительность моделей с поршневым компрессором;
- высокая общая надежность и долговечность;
- разнообразие ассортимента используемых красок, лаков, грунтовок;
- высокая производительность работ.
Кроме этого, электрический краскопульт позволяет не до конца использовать рабочую смесь и быстро менять емкости. Выбирать такое устройство нужно по диаметру сопла, доступным регулировкам и характеру расходования краски. В целом — инструмент данного класса не предлагает высокой гибкости и универсальности, но позволяет при помощи одного устройства без сложных настроек качественно проводить нужные операции.
Что такое краскопульт
Это оборудование предназначено для автоматического окрашивания различных (металлических, деревянных, пластиковых, каменных) поверхностей и обладает универсальными характеристиками. Возможна корректировка работы инструмента, в зависимости от поставленной задачи. Аппарат позволяет «ровно» нанести лакокрасочное покрытие (ЛКМ), формируя гладкий слой, без ворсинок, катышков, щетинок, которые возможны при работе валиком. Приспособление состоит из трех основных технических узлов:
- пистолета для распыления;
- резервуара для хранения краски;
- системы электропитания для подачи смеси.
Сегодня выпускается несколько типов оборудования для проведения лакокрасочных мероприятий. Принцип работы всех этих агрегатов примерно одинаковый. Кроме этого, используя это автоматическое приспособление, возможно наносить ЛКП не только на кузова автотранспорта. Его также применяют для:
- нанесения декоративного защитного покрытия на металлическую поверхность;
- опрыскивания деревьев, кустарников, цветов на даче;
- обработки помещений от насекомых;
- грунтовки поверхностей при ремонтно-строительных манипуляциях;
- санитарной дезинфекции (от грибков) комнат, цехов, квартир, частных домов;
- обработки объектов дорожной инфраструктуры.
Пневматический краскопульт распыляет любые виды растворов. Главное, чтобы отдельные фракции жидкости без проблем проходили сквозь отверстие. При этом вязкость смеси должна соответствовать необходимым техническим параметрам.
Схема устройства краскопульта
Сколько краскопультов нужно иметь
Есть агрегаты предназначенные для нанесения краски, грунтовки, лака. Лучшим вариантом будет, если под рукой будет сразу три краскопульта. Каждое из устройств будет выполнять свою «роль», распылять ту или иную разновидность жидкости. Тогда исключается риск смешивания лака с грунтовкой или краской при эксплуатации одного приспособления. Существует возможность использовать один аппарат для всех типов растворов. Но тогда придётся дополнительно проводить процедуру мытья оборудования перед заливкой разных смесей. Далее мы расскажем, как выбрать краскопульт для покраски авто.
Обратите внимание на: Через сколько времени можно мыть автомобиль после покраски, и как правильно это делать, чтобы избежать повреждения лакокрасочного слоя