Памятка водителю
- Карта водителя привязана к своему обладателю и его идентификации. Использовать ее может только ее держатель. Именно к нему будет относиться информация, записанная на карту. Кроме того, конкретный водитель имеет право на обладание только одной картой водителя, так что при наличии таковой, вторую получить он не сможет.
- Перед началом движения на транспортном средстве, нужно вставить карту водителя в соответствующее место тахографа.
- Тахограф будет фиксировать на карте любое нарушение, которое имеет длительность более 1 минуты. Стереть информацию оттуда невозможно.
- Время в тахографе указывается по UTC, однако, чтобы им было удобнее пользоваться, на экран можно выводить и местное время.
- В обязанности водителя не входит ежедневная распечатка данных тахографа, кроме тех случае, когда ему приходится передвигаться без карты. Однако по первому же запросу контролирующих органов он должен предоставить свою личную электронную карты, а также распечатку данных за последний месяц (28 календарных дней). Чтобы осуществить это, у водителя должен быть запас бумаги для подобной распечатки.
- Если карта водителя была утеряна, украдена или же по какой-либо причине вышла из строя, то продолжать пользование транспортным средством в рамках своей работы водитель имеет право не более 15 дней. Более того, если работа проходит при отсутствии карты, то водитель должен каждый день распечатывать данные тахографа, указывая на обратной стороне листа свои идентификационные данные, информацию о режиме работы в течение этого дня. Подобную процедуру следует проводить дважды в день – в начале рабочего дня, и в его конце.
В данной статье указаны основные моменты, касающиеся получения и использования карт водителя при передвижении на транспортных средствах. Чтобы получить более исчерпывающую информацию, а также оформить личную карту водителя, Вы можете обратиться по номерам телефонов, указанным на нашем сайте. Компания «Грузовик-СПб» осуществляет установку тахографов, их калибровку, оформление и перевыпуск карт водителя.
Режим труда и отдыха в России при работе по тахографу
Обязательное оснащение транспортных средств тахографами производится с целью повышения безопасности дорожного движения.
Порядок режима работы и отдыха регулируется Приказом Минтранс РФ от 20.08.2014 №15.
Так, все рабочее время водителей в течение рейса можно разделить на такие промежутки:
1Подготовка к движению (медицинское освидетельствование, погрузка или выгрузка, заполнение документов). В самописце этому этапу соответствует режим “Готовность”.
2Управление ТС (движение). В тахографе выбирается опция “Работа” или “Вождение” в зависимости от модели устройства.
3Обслуживание ТС без движения (ремонтные работы).
4Время вынужденного простоя.
5Время отдыха водителей, когда никакие работы и движение ТС не выполняются.
Таблица режима работы по тахографу в России:
К режиму труда и отдыха выдвигаются следующие требования:
1В сутки по тахографу можно ехать не более 9 часов (дважды в неделю допускается вождение на протяжении 10 часов).
2Общее количество часов движения по тахографу за полную рабочую неделю не должно быть более 56 часов, а за две недели – 90 часов.
3В течение суток водитель может ездить по тахографу в режиме “работа” до 12 часов. В некоторых случаях допускается сверхурочная работа, но на нее должно быть потрачено не более 4 часов в течение 2-х дней, 120 часов в год.
4После управления ТС на протяжении 4,5 часов водитель уходит на перерыв, равный 45 минутам, за исключением, если после вождения у него наступает режим отдыха. Перерыв может быть разбит по усмотрению водителя на 15 и 30 минут с пропорциональным уменьшением времени нахождения за рулем.
5Через 4 часа от начала движения водитель должен воспользоваться специальным 15-минутным перерывом для отдыха. Далее такой перерыв берется регулярно, но не позднее 2-х часов с момента начала движения. Перерыв предназначен только для отдыха водителя и приема пищи, другие рабочие обязанности в это время не выполняются.
6Суточное количество часов для отдыха во время выполнения рейса должно быть не менее 9 (сокращённый) или 11 (полный) часов.
7Для отдыха и обеда водителям дается минимум 30 минут. Максимальное время перерыва – 2 часа.
8В течение недели водитель должен отдыхать минимум 42 часа. В некоторых случаях это время может быть уменьшено до 24 часов.
Любые смены режима водителя фиксируются тахографами и подлежат мониторингу. За нарушение требований законодательства предусмотрена административная ответственность.
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей могут выполнять следующие лица:
Инспекторы ДПС (ГИБДД);
сотрудники транспортной инспекции (Ространснадзор);
контролеры Федеральной службы по труду и занятости.
Если при проверке фиксируются нарушения законодательства (не соответствует количество часов работы и отдыха установленным нормам, тахограф находится в неисправном состоянии или отсутствует), накладывается административная ответственность в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.
Как сделать карту?
Для оформления следует обратиться с заявлением и пакетом документов в один из специализированных центров по выдаче карт для тахографов. В России это можно сделать двумя способами:
- Обращение в офис официально одобренного сервиса;
- Подача заявления в МФЦ по месту регистрации.
Срок изготовления носителей информации российского стандарта регламентируется Приказом Министерства Транспорта №145 и не должен превышать 15 дней. Специализированные мастерские обещают среднее время изготовления 10 дней.
Что потребуется?
Перед подачей документов необходимо выяснить вид устройства, установленного на автомобиль. От этого зависит стоимость, сроки изготовления и порядок подачи заявления
Важно помнить, что карты стандарта СКЗИ подходят только к соответствующим устройствам. Водителю запрещено иметь несколько ключей доступа для одного тахографа
Перед визитом необходимо собрать пакет документов и провести подготовительные мероприятия.
Необходимые документы
При подаче заявления обязательными являются следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность гражданина, например, паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Официальное ходатайство с места работы;
- Страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС);
- Данные о работодателе;
- ИНН (для карт формата СКЗИ).
Одним из самых важных документов является ходатайство с официального места работы.
Это запрос, в котором работодатель просит государственные органы выдать водителю карту для тахографа.
Формат фотографий
При оформлении бумаг заявитель должен предъявить черно-белую фотографию 3,5 мм на 4,5 мм. Требования к оригиналам фотографии такие же, как и к фото на паспорт. Некоторые МФЦ предлагают услуги изготовления фотографий, но рекомендуется сделать фотографии в специализированном ателье, где есть все необходимые для этого условия.
Пошаговые действия
Для того, чтобы не потратить время на бессмысленные действия, рекомендуется придерживаться следующего плана действий:
- Узнать вид устройства, установленного на транспортное средство;
- Получить ходатайство от работодателя;
- Собрать пакет документов и сделать фотографию;
- Обратиться с заявлением в специализированные сервисы по выдаче карт или МФЦ;
- Оплатить услуги в 100% объеме.
- После получения подтверждения о готовности карты обратиться за ее получением.
Закон, тахограф и его функции
Закон о тахографе ввели с первых дней января года текущего, и ориентирован он на товарищей-перевозчиков пассажиров и грузов. Суть законопроекта и устройства заключается в том, чтобы осуществлять сбор данных о характере движения транспорта: преодоленных километрах, скорости.
Последнее позволяет отслеживать нарушения водителями скоростного режима, отклонений от маршрутов, а также позволяет рассчитывать расход топлива и времени, которое водитель провел за рулем. К тахографу оформляется и соответствующая карта водителя. Обязательно устанавливать устройство на грузовые автомобили перевозчиков и пассажирские автобусы.
Кстати сказать, тахограф – это еще одно устройство, которое подлежит проверке инспекторами.
Отвечая на вопрос, почему устройства обязательны для установки, поясню, что это обусловлено нормами безопасности на дорогах в связи с участившейся аварийностью большегрузов и пассажирских автобусов.
Калибровка тахографа
Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.
Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.
- Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
- На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
- Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
- С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
- Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
- Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.
Что такое карта водителя для тахографа?
Карта водителя для тахографа — это пластиковая ламинированный документ, содержащий встроенный микро чип, позволяющая идентифицировать личность лица управляющего автотранспортом, порядок осуществления им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха. Она может использоваться только в цифровых контрольных устройствах — тахографах.
Информация, которая содержится на ней, является документальным юридическим подтверждением порядка осуществления труда водителем при разбирательствах с государственными органами осуществляющими надзор за безопасностью дорожного движения, а также в судебных инстанциях, в случае возникновения споров.
Карта водителя содержит такую информацию:
- режим работы водителя;
- показатели скорости во время движения;
- расстояние, которое было пройдено водителем;
- время в течении которого транспорт находился в движении;
- время, в течении которого транспортное средство не использовалось для работы.
Особенностью устройства является то, что всю полученную информацию оно записывает и хранит исключительно в строго стандартизированном формате. При этом, водитель обязан хранить такие данные за определенный период.
Срок хранения информации составляет 1 год. Также, законодательством предусмотрено, период выгрузки информации, из контрольного устройства в компьютер, составляет один раз в 28 дней.
Кто может оформить карту для тахографа?
Её могут оформить не все водители транспортных средств. А только определенный круг лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность, связанную с управлением транспортным средством в роли водителя.
К таки лицам относятся:
- водители, управляющие автотранспортным средством и имеющие открытые (действительные по сроку) категории “С”, “D”, “Е” в своем водительском удостоверении;
- имеющие соответствующий возраст;
- не имеющие ранее выданной, чей срок действия не истек;
- имеющие ценз оседлости (то есть проживающие на территории РФ) не менее 185 дней в течении каждого календарного года.
Возрастная категория водителей для получения карт
Для водителей, занятых в различных областях грузоперевозок, а также занятых в области пассажироперевозок, дополнительно устанавливаются требования к возрасту. При этом, лица, не соответствующие данным требованиям, не могут получить право на её оформление для тахографа.
Итак, возраст должен составлять:
- Для водителей, осуществляющих грузоперевозки на грузовых автомобилях (включая автопоезда), чей максимальный вес менее 7,5 тонны — не младше 18 лет. Для иных грузовых автотранспортных средств — не менее 21 года.
- Для тех кто осуществляет перевозку пассажиров — не моложе 21 года. Но в данном случае, необходимо наличие минимального стажа по категориям CE и D в один год.
Какой тахограф установить
Существует три типа тахографов
Типы тахографов очень важно разделять, хотя бы потому, что карты к ним подходят разного типа. Тахограф не примет карту водителя изготовленную для тахографа другого типа
- Российские, с блоком криптографической защиты (СКЗИ). Водители их называют тахографами «с пин кодом», так как они единственные кто требует ввода пин-кода после вставки карты водителя. Актуальные на настоящий момент отечественные тахографы, используемые для внутрироссийских перевозок. Регламентируются приказом Минтранса 440 (ссылка на него в начале статьи) и ГОСТ 34005-2016
- Российские без блока СКЗИ. До появления законодательного требования по наличию блока с 2013 года, было выпущено большое количество тахографов без этих блоков. Большая часть из них была дооснащена блоками, если это позволяла техническая возможность и конструкция устройства.
- Европейские (ЕСТР). Используются в Европе. Могут быть уже установлены на Европейских грузовиках или автобусах. Выезд в Европу возможет только с тахографом ЕСТР. Первоначальная установка ЕСТР тахографа на автомобиль дороже и сложнее установки отечественного, из-за более серьезных требований к источникам скорости. В ЕСТР необходимы два датчика скорости, причем основной должен быть с криптографической защитой.
Блок СКЗИ (НКМ) для тахографа
В России, некорректируемое хранение данных обеспечивается использованием специального защищенного криптографией (и поэтому попадающего под действие законодательного регулирования) блока. СКЗИ расшифровывается как — «Средство криптографической защиты информации». Существует еще одна аббревиатура которая может встретиться в распечатке — НКМ («Навигационно криптографический модуль»), так как блок имеет встроенный модуль ГЛОНАСС и запоминает своё местоположение.
Блок активируется тахографической мастерской и работает три года. Срок службы ограничен программным способом, это означает что через три года тахограф выдаст предупреждение, а потом перестанет принимать карту водителя.
Споры по поводу легальности различных тахографов
В интернете периодически раздуваются истории по поводу «нелегальности требований» тахографов СКЗИ. Если изучить вопрос серьезнее, то как правило в глубине истории всегда находится какая-либо коммерческая фирма продвигающая свои коммерческие интересы. Например доступ к дешевым товарным запасам бывших в эксплуатации Европейских тахографов, или оказываемые юридические услуги. Если поискать чуть больше информации, то выясняется, например что «отмененный штраф за тахограф» оказался отменен не потому что СКЗИ законодательно не может требоваться, а потому что инспектор допустил ошибки при составлении протокола. Перевозчик сам решает что для него важнее, работать, или тратить время и деньги на суды с ГИБДД.
«В Интернете всегда кто-то не прав». А еще много тех, кто просто хочет вам что-то продать. Читайте законы самостоятельно.
Мы оставляем перевозчику самому принимать решение какой тахограф устанавливать. Как мастерской допущенной к работам во всеми типами тахографов, нам не имеет принципиального значения какой тахограф установить клиенту. Но стоит помнить, что ЕСТР тахографы устанавливаемые именно по требованиям ЕСТР, дороже в установке, а ремонту при поломке не подлежат, открывать их мастерская не имеет права.
Отечественная тахография довольно молода, но тем не менее каких-то предпосылок к отмене СКЗИ нет и не предвидится. Для этого недостаточно изменить только 440 приказ, суть этих требований содержится в самой природе тахографа. Он должен хранить информацию в зашифрованной и защищенной от изменений форме, а это автоматически означает регулирование связанное с криптографией.
Официальный список допущенных к установке моделей тахографов на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Что такое карта водителя для тахографа
Тахокарточка – вспомогательное устройство для прибора, контролирующего работу автомобилиста. С его помощью можно узнать:
отсчет начала движения ТС и его завершение;
- с какой скоростью машина ехала в определенный промежуток времени;
- протяженность дистанции;
- когда и где были остановки;
- сколько водитель провел времени за рулем;
- отдыхал ли он, в течение какого периода.
Носитель дает возможность узнать информацию о конкретном сотруднике, а не просто о человеке, который управлял машиной. Ведь он именной, содержит точные данные своего обладателя, никто другой не может пользоваться им. Информация на носителе зашифрована на чипе.
Виды карт
Тахографическая карта выпускается 2 видов:
- Для применения в тахографе с модулем НКМ (некорректируемый криптографический модуль).
- Для использования в приборе с крипрографической защитой данных (СКЗИ).
Тахографы бывают сменными, встроенными, но все они шифруют входящие данные. Изменить его информацию и изменить работу нельзя. Если пытаться это сделать, то в памяти устройства будет отражено вмешательство. Контролер быстро сможет выявить корректировку при проверке. Минтранс России установил требование, чтобы тахографы были оснащены модулем СКЗИ. Это соответствует международному договору ЕСТР об использовании контрольных устройств в транспорте.
Но кодирующая система информации отличается от используемой в устройствах, которые допущены Минтрансом для международных перевозок. Для таких целей ставят тахографы по европейским стандартам и регламенту ЕСТР.
Водительские карты СКЗИ и ЕСТР отличаются, и не связаны между собой, они не взаимозаменяемы.
Существуют иные отличия указанных карт:
- разные водяные знаки, шрифты;
- на карте СКЗИ установлен пин-код и дополнительная защита;
- на микрочипах записываются разные данные;
- карта ЕСТР дольше изготавливается и стоит дороже;
- система защиты ЕСТР лучше, блок криптозащиты невозможно взломать, но можно скорректировать информацию;
- карту СКЗИ применяют только в России, а ЕСТР ставят на машины для международных поездок.
Разновидности карт для тахографа
Тахографические карточки изготавливают под конкретные считывающие устройства. Приборы в обязательном порядке устанавливают в грузовые транспортные средства, пересекающие зону Шенгенского соглашения.
Поэтому для поездок в Европу необходимо получать документы для карты водителя для тахографа образца ЕСТР.
При движении автомобиля в пределах Российской Федерации пластик должен соответствовать требованиям действующего техрегламента и обозначаться аббревиатурой СКЗИ.
Возможно оформление следующих видов тахокарт:
- Водительских. Этот тип документа предоставляет доступ к ТС и позволяет использовать грузовик в режиме рабочей эксплуатации.
- Предприятий. Пластик с полным доступом к графику и характеру движения автомобиля в период поездки.
- Контролеров. Карта контрольного типа предназначена для проверяющих организаций, дорожной полиции.
- Установщиков. Специальный чип для мастеров, выполняющих монтаж, настройку и ремонт оборудования.
Срок действия тахографических карт российского и европейского образца – 3 года. На протяжении периода эксплуатации оборудования дорожная инспекция вправе в любой момент запросить ее у водителя для считывания информации.
Чтобы защитить важную информацию от сбоев на носителе, данные рекомендуется периодически скачивать на съемный носитель или ПК.
Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы
Приказ № 277 от 09.11.2017
9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».
Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:
- С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
- С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.
То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.
В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.
Постановление № 944 от 27.06.2020
Хоть тахографы и стали обязательными для всего общественного городского транспорта (с 1 июля 2019 года), правительство дважды переносило данное требование, откладывая вплоть до июля 2021 года. Документ представлен на официальном портале правовой информации.
В постановление правительства № 944 от 27.06.2020 был внесен четвертый пункт, проливающий свет на вопрос, на какие автобусы тахограф необходим. Согласно этому пункту обеспечение автобусов российскими тахографами не требуется в случае, если ТС оснащено европейским аналогичным прибором (ЕСТР).
Однако это исключение имеет силу лишь при соблюдении двух условий:
- транспортное средство осуществляет только междугороднюю перевозку;
- наличие карточки допуска к осуществлению международных перевозок.
Таким образом, все городские автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены российскими тахографами.
Данные приборы позволяют регистрировать маршрут и скорость, а также фиксировать нарушение режима труда и обязательного отдыха водителей. Так нужен или нет тахограф для автобуса? Вне зависимости от череды переносов требования, рано или поздно оно вступит в силу, поэтому стоит заранее выделить средства на приобретение данного оборудования.
Скоростной режим и ограничения
Часто водителям сложно не нарушать скорость движения. Нужно помнить, что тахограф запоминает данные не только об остановках и режимах, но и вычисляет скорость, с которой автомобиль двигался. Если водитель нарушал скорость, распечатка тахографа с чипа всегда это покажет. В случае превышения скорости водитель будет оштрафован.
Интересно заметить, что европейские грузовики при производстве оснащаются ограничителями скорости до 85 км/час. Это позволит водителю такого грузовика передвигаться без опасения нарушить скорость. При использовании тахографического прибора нужно всегда учитывать фактор скорости передвижения. Помните, что записывающую работу прибора невозможно обмануть, поэтому лучше всего ездить, соблюдая правила дорожного движения.