Квадратные фильтры (и системы фильтров)
А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.
Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.
Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.
Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.
Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.
Превращение света
Простой и исключительный лучи имеют разные скорости. Их оптические длины путей также неодинаковы. Поэтому они приобретают разницу хода, измеряемую толщиной кристалла, через который проходят. Она устанавливается по пути идущего луча за поляризатором и поворачивается при сборке до того момента, пока её оси колебаний не совпадут с осями оптическими.
В этой позиции четвертьволновая пластина преобразовывает лучи поляризованные линейно в свет с поляризацией круговой (и наоборот), увеличивая различие хода до 90 градусов. С такими особенностями изготавливаются все «полярики». Отличие как в цене, так и в качестве имеет место из-за добавочных слоёв: защитных, просветляющих, водоотталкивающих.
Выбор фильтра на основании объекта съемки
Применение фильтров во время съемки зависит еще от одного показателя – объектов. На качество фотографии влияет освещение и фон. Поэтому подбор фильтра напрямую зависит от этих составляющих.
Выбор по объектам:
- вода. Требуется фильтр, которые сможет зафиксировать плавное течение воды, поверхность которой не будет отсвечивать. Используйте либо нейтрально-серые, либо поляризационные светофильтры. Первые поглотят солнечный свет, который отражается от поверхности воды, а второй способствует съемке «сквозь» воду, уберет блики;
- природа и пейзажные зарисовки. Тоже подойдут поляризационные фильтры. При наличии специального объектива можете захватить большую фоновую площадь и при этом сохранить стабилизацию фотографии. Иногда пользуйтесь градиентными светофильтрами, хорошо подходит для съемок закатов или рассветов;
- локации с неоднородным освещением. Чтобы плохое освещение не повлияло на качество фотографии, приобретайте фильтры для баланса белого. Они помогут делать снимки только в теплых или холодных тонах, при этом регулируя освещение;
- портрет. При портретной съемке воспользуйтесь фильтрами, которые помогут размыть задний фон еще больше. Используйте для этих целей Center-spot, который ослабляет фокус по краям фотографии. Его можно сделать и самостоятельно из специальной бумаги.
Когда применять поляризационный фильтр
Использовать поляризатор для объектива не так просто для первого раза. Нюансов, когда лучше отказаться от его использования, тоже достаточно. Первое использования, без предварительного ознакомления с особенностями, может привести к печальному результату. Первая проблема – это отсутствие эффекта при съемке по направлению света солнца или против него. Наибольшую пользу поляризатор приносит, когда съемка происходит под углом 90 градусов по отношению к солнцу.
Вторая практическая проблема – неполное заполнение кадра при использовании широкоугольной оптики для фотокамер. Так использование 18-миллиметрового объектива приведет к неравномерности покрытия применения поляризатора. Если одна сторона кадра, условно, приходится на желательные 90 градусов к солнцу, то другая сторона будет приходиться на невыгодные углы, где работа любого поляризатора сведется к нулю. На практике – объемное эффектное небо одного цвета в одной части изображения и менее выразительное небо в другой части, при этом имеющее иной оттенок.
Использование широкого угла нежелательно еще и по другой причине. Любой светофильтр вносит конструктивные изменения за счет своей толщины. Поляризатор удлиняет конец объектива, отодвигая его на добрые 3-4 миллиметра. Широкоугольная оптика мгновенного реагирует на подобные изменения виньетированием. Часто в таких случаях без редактирования виньетки при постобработке не обойтись, либо стоит отказаться от широкого угла в пользу более стандартных.
Использование поляризатора для объектива в условиях плохого освещения усугубит ситуацию. При надетом поляризационном фильтре общая пропускная способность объектива заметно уменьшается, примерно в два раза. Это стоит учитывать, так как повышение выдержки не всегда представляется возможным. Кроме того ухудшается фокусировка, делая периодические промахи. Вариант повышения светочувствительности не очень привлекателен из-за ухудшения качества изображения.
В перечисленных случаях лучше отказаться от использования поляризатора для объектива во избежание получения некачественного результата. В подобных ситуациях лучше потратить время на постобработку фотографий в редакторе в попытках повторить эффекты светофильтра без его применения, благо это более, чем возможно.
Все же некоторые особенности использования светофильтров повторить в фоторедакторах не удастся никогда. И если достижение определенного результата необходимо, то поляризационный фильтр для объектива рекомендуется использовать вопреки возможным ухудшениям качества. Такой целью может стать необходимость удаления бликов и отражений на фотографии. Съемка объекта за витриной, которого не видно в обычных условиях станет более доступной при надетом поляризаторе. Вид флоры и фауны подводного мира часто скрыт от взора как раз отблесками света на поверхности. Поляризатор выручит и в этой ситуации, сделав блики воды менее заметными. И подобного результата невозможно добиться с помощью фотошопа.
Поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.
Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.
Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.
Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».
Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром
Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.
Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.
Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.
Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (
50$) — рискуете просто выкинуть деньги.
Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:
- Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
- Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
- При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
- Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
- Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.
Градиентные нейтральные фильтры.
Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).
Фильтр GND | Фильтр GND |
До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW, но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.
Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному, что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).
Мягкий GND | Жёсткий GND | Круговой фильтр |
учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света
Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр
Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными
Выберите: | Итоговый кадр | Положение фильтра |
Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно. Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким
Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра
То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра
Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.
Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра
Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней
«0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.
Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр
Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.
Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.
Это обязательный аксессуар для любого фотографа.
Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются
Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип
Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.
Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.
А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.
Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким
Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться
Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.
Carl Zeiss T POL filter
Carl Zeiss T* POL filter
Неспроста я просил обратить внимание на место производство фильтров Marumi. Дело в том, что также как и современные объективы Carl Zeiss, фильтры Carl Zeiss производятся в Японии некоей сторонней фирмой.
В этом плане объективы и фильтры Carl Zeiss занимают некоторое особое место по причине того, что все разработки делает сам Zeiss, а производит свои изделия в Японии для удешевления себестоимости. Zeiss сменил стратегию бескомпромиссного качества во всем на стратегию оптическое качество и высокие технологии в облегченном корпусе
Светофильтры Carl Zeiss по внешнему виду сильно напоминают те же фильтры Marumi в плане тонкой оправы, конструкции и малого веса. Но если присмотреться, то видно, что они разные и сделаны в разных местах (в Японии по сути только две огромные компании по производству фильтров: Kenko-Tokina и Marumi, которые делают брендовые фильтры для всех остальных по спецзаказу).
У них даже цвет просветления разный, так что технологии изготовления (порядок нанесения просветляющих слоев и само просветление) отличаются
Zeiss сменил стратегию бескомпромиссного качества во всем на стратегию оптическое качество и высокие технологии в облегченном корпусе. Светофильтры Carl Zeiss по внешнему виду сильно напоминают те же фильтры Marumi в плане тонкой оправы, конструкции и малого веса. Но если присмотреться, то видно, что они разные и сделаны в разных местах (в Японии по сути только две огромные компании по производству фильтров: Kenko-Tokina и Marumi, которые делают брендовые фильтры для всех остальных по спецзаказу).
У них даже цвет просветления разный, так что технологии изготовления (порядок нанесения просветляющих слоев и само просветление) отличаются.
Фильтр имеет фирменное просветление T*, которое говорит о высоком качестве. Здесь стоит вспомнить, что само просветление оптики в 1935г. было открыто специалистом Carl Zeiss.
Carl Zeiss POL-filter
Итак, что нам предлагает Carl Zeiss?
Высокое качество в алюминиевой оправе со стандартной «тёмной» поляризационной пленкой.
Из «светлых» на фото только B+W HTC и Hoya HD. «Светлые» поляризаторы увеличивают экспозицию примерно на 1-1.5 ступени, тогда как «темные» фильтры увеличивают экспозицию на 2-3 ступени.
При покупке B+W при сравнимой цене вы получаете больше бонусов. Цены все время меняются и сейчас как раз момент, когда они вполне сравнимы, а так фильтры Carl Zeiss стоят дороже и потому я обычно рекомендую B+W даже для объективов Carl Zeiss.
Carl Zeiss, в отличие от Marumi и многих других компаний:
1) приводит технические данные на свои фильтры
2) отвечает за свои слова, сколько бы его не проверяли. все-таки имидж компании для Carl Zeiss крайне важен.
Ниже ссылки на брошюры по фильтрам Carl Zeiss
К фильтру прилагается красивая и удобная коробка (на фото в вверху статьи) и брошюра.
брошюра прилагающаяся к фильтрам Carl Zeiss
Marumi или Zeiss?
Я бы выбрал Zeiss. Я хорошо знаю оба типа просветления, так как пользуюсь обоими брендами очень давно. Просветление Carl Zeiss T* намного превосходит просветление Marumi по царапиноустойчивости и возможности отчистить с него грязь.
И, как видите, мой фильтр Маруми уже принял неприличный вид. А вот объективы Carl Zeiss c покрытием T* отчищаются великолепно
Это немаловажно так как вся грязь, если её не отчистить — остается на фото! И потом в её удалить со снимка в Adobe Photoshop крайне сложно или невозможно
Линейные и круговые поляризационные фильтры
Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.
Выберите: | Без поляризатора | Поляризатор настроен |
два независимых кадра, снятых один за другим
Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.
Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету. Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.
Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света, который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным
Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.
Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.
Линейные и круговые поляризаторы: на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), — а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.
Виды защиты, осуществляемые сетевыми фильтрами
В зависимости от модели сетевого фильтра он может защищать подключенную через него технику от разных проблем, возникающих в электрических сетях:
- Апериодические помехи или импульсные скачки напряжения, которые всегда происходят неожиданно, а продолжаются всего несколько секунд или мгновений. Предсказать их невозможно, но напряжение сети повышается значительно, что может привести к выходу из строя аппаратуры. Сетевые фильтры для погашения этих помех имеют варисторы, которые предусматривают такой показатель, как значение компенсирующегося импульса. Он указывается в паспорте устройства (в кДж) и чем выше этот показатель, тем больший скачок он может компенсировать.
- Высокочастотные помехи или колебания напряжения сети, вызванные подключением мощных потребителей (например, мощный электродвигатель). Подобные погрешности устраняются с помощью катушек индуктивности и конденсаторов, входящих в электрическую схему многих моделей.
- Помехи в телефонных линиях и антенных кабелях, вызванные электромагнитным полем. Некоторые сетевые фильтры предусматривают и такую защиту. Провода и кабели для «фильтрации» подключаются через специальные разъемы, предусмотренные конструкцией.
- Как дополнительный уровень, в отдельных моделях предусмотрена защита от перегрева (при плохом контакте или неправильно подобранном напряжении нагрузки) и отдельная защита по линиям, когда сетевой фильтр, рассчитанный, например, на 8 розеток, предусматривает отдельный переключатель и предохранитель для каждой из них.
Таким образом, можно убедиться, что устройство для «фильтрации напряжения» — совсем нелишнее звено при подключении аппаратуры и бытовой техники, а наоборот – надежный помощник и защитник.