Нужны ли права на мотоблок?
Нет, не нужны. И вот почему!
- Как мы указали выше, порядок допуска к управлению самоходными машинами устанавливается ППРФ №796 – в частности, данный нормативный акт регулирует обязательность прав для мотоблока. Но прямого указания, что на такое устройство нужно водительское удостоверение, не даёт.
Тем не менее, и здесь есть большая тонкость – указанный выше Приказ устанавливает инструкцию по порядку допуска к управлению, но прямо не говорит, что для управления мотоблоком с прицепом или без него не требуются водительские права какой-либо категории.
Но учтите, что все эти документы действуют на мотоблоки, которые развивают менее 50 км/ч конструктивно. Конечно, вы вряд ли найдёте такое устройство, которое будет ехать быстрее (как правило, они едут вообще не более 20 км/час), но мы вас на всякий случай предупредили.
С прицепом или без?
Обратите внимание, нигде в правовых актах не даётся определения управления транспортным средством. С одной стороны, логично, если вы ведёте мотоблок, то вы им, собственно, управляете
То есть все штрафы подпадают и под те ситуации, когда вы используете его без тележки и движетесь пешеходом.
С другой, в ПДД есть определение пешехода, который ведёт разного рода технику, и мотоблока, равно как и “иных самоходных машин” среди такой техники нет.
Следовательно, законодательство 2023 года не разделяет 2 случая: когда вы едете верхом на мотоблоке с прицепом или же ведёте его перед собой – всё это есть управление.
Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
В последние годы мотоблоки становятся все более популярными среди дачников и сельских жителей, имеющих приусадебные участки.
Но часто не удается ограничиться ездой лишь в пределах своего огорода, или путь к нему лежит через дороги общего пользования.
Как быть хозяевам мотоблоков в ситуациях, когда нужно стать участником дорожного движения? Об этих нюансах и о необходимых документах мы расскажем Вам в этой статье.
Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?
По дорогам общего пользования Правилами запрещено движение механических транспортных средств, а значит – и мотоблоков тоже. К тому же в инструкциях по эксплуатации к каждому изделию сказано, что агрегат не может быть использован на дорогах общего пользования и на автомагистралях.
Но это еще не приговор. Ездить на мотоблоке без прав – в любом случае плохая идея. Но часто подобных ситуаций избежать не удается или попросту нет другого выхода.
Для того чтобы с чистой совестью передвигаться по дорогам общего пользования нужно оформить соответствующие документы для управления мотоблоком и произвести некий «тюнинг» агрегата.
Вот перечень необходимых действий, документов и технических оснащений мотоблока:
- Зарегистрировать мотоблок в Госсельтехнадзоре при Министерстве сельского хозяйства.
- Получить права категории А или А1, в зависимости от технических характеристик Вашего мотоблока (скорее всего, это будет категория А, к которой относятся транспортные средства с рабочим объемом двигателем 50 куб. см. и больше). Права при остановке полицией будут безоговорочным аргументом того, что Вы как минимум ознакомлены с ПДД и имеете навыки вождения. Это поможет избежать штрафа хотя бы по статье об управлении транспортным средством без водительского удостоверения.
- Оборудовать мотоблок осветительными приборами (если таковые не предусмотрены конструкцией), светоотражателями (спереди – белые, по бокам – оранжевые, сзади – красные), зеркалами заднего вида и желательно сигналами поворота.
- Также стоит задуматься об оформлении страхового полиса и о наличии аптечки (которая будет при Вас хотя бы при передвижении по дорогам общего пользования).
Как мы говорили ранее, права категории А или А1 стоит получить в любом случае, если Вы хоть изредка планируете ездить на своем мотоблоке по дорогам. Что касается мотоблока с прицепом, то помимо наличия у Вас прав прицеп должен быть зарегистрирован в Госсельтехнадзоре и ГАИ. Также прицеп должен проходить ежегодный техосмотр и соответствовать критериям безопасности.
Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
В инструкциях по эксплуатации к мотоблоку часто можно увидеть предостережение о том, что аппарат не могут использовать лица моложе 14 лет.
В данном случае, скорее всего речь идет об управлении мотоблоком при работах на приусадебном участке.
Для того, чтобы самостоятельно передвигаться на мотоблоке по дорогам нужно иметь права категорий А или А1. Права данных категорий можно получить с 16 лет.
Несовершенство наших ПДД не гарантирует того, что полиция не остановит Вас при езде на мотоблоке по дороге и не предъявит какое-нибудь нарушение. Но, следуя нашим советам, Вы в некоторой степени обезопасите себя.
Главное – иметь при себе документы, не нарушать основные правила дорожного движения, следить за техническим состоянием мотоблока.
Нужны ли права на управление мотоблоком и минитрактором
Научно-технический прогресс подарил человечеству множество средств малой механизации. Наиболее распространенной категорией являются различные сельскохозяйственные агрегаты – газонокосилки, культиваторы, мотоблоки, триммеры, минитракторы. Юридический статус больших тракторов вполне понятен, а с мотоблоками и минитракторами возникают вопросы.
Если культиватор рыхлит грядки на огороде, это приспособление, а, если на мотоблоке с прицепом нужно выехать на автотрассу, чтобы добраться до участка – это транспорт?
Относится ли мотоблок к транспортным средствам, какие документы нужны
В заводской инструкции по эксплуатации четко указывается, что мотоблок не предназначен для перевозки людей, не является транспортом и его нельзя использовать на дорогах общения назначения. По законодательству он также не подпадает под эту категорию.
Следовательно, официальное оформление и какая-либо государственная регистрация для мотоблока не требуется. У себя на приусадебном участке, на даче или ферме каждый владелец волен распоряжаться собственной техникой так, как считает необходимым. Если приходится доставлять технику до места работы, то сделать это можно в багажнике авто или трейлере.
Можно ли на мотоблоках ездить по дорогам общего пользования?
Но вопрос о транспортировке грузов остается открытым. Во время перевозки груза при использовании прицепа или телеги владельцу приходится передвигаться по дорогам общественного назначения.
При этом регулярно приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД, которые не приминают напомнить предупреждением в виде штрафа, что мотоблоку на дороге не место. Но не стоит расстраиваться, а наоборот лучше запастись необходимыми знаниями и выезжать на дорогу во всеоружии.
Всем известно, что получить водительские документы и сдать экзамены на категорию по вождению мотокультиваторами нет. Но, выехав на дорогу на мотоблоке с прицепом, водитель автоматически считается участником дорожного движения.
Поэтому автоинспектор может попросить предоставить соответствующее удостоверение о том, что вы не просто знакомы с дорожными правилами, а и знаете их в совершенстве.
Ведь на чем бы вы не ехали, на дороге без этих знаний не обойтись. К тому же, если вы передвигаетесь с пассажирами в кузове, то вполне вероятно, что оштрафуют всех. И причиной послужит пункт 22 ПДД, который гласит о том, что транспортировать людей можно только на автотранспорте.
Чтобы избежать неприятностей, лучше всего подготовиться и стать полноценным участником движения на дороге.
Для этого потребуется:
- Открыть любую категорию, пусть даже самую маленькую А, разрешающую управление мотоциклами. Она станет неоспоримым доказательством того, что вы знакомы с правилами и знаете, как реагировать на различные дорожные знаки и сигналы светофора.
- После этого, управляя мотокультиватором, берите с собой удостоверение и в случае необходимости сможете предъявить его.
- Если планируете ездить на мотоблоке регулярно, то поставьте на него фару, а прицеп обклейте лентой, которая хорошо отражает свет фар.
Последовав этим рекомендациям, вы не только обезопасите себя на трассе, но и будете считаться правомерным участником дорожного движения.
Однако, будьте готовы к тому, что при нарушении правил, вас также, как и остальных можно будет привлечь к ответственности.
Двигатель и прицеп
Про такие узлы, как двигатель и прицеп, стоит сказать отдельно. Моторы для мотоблоков существенно различаются. И стоит знать об этих отличиях, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Прицепы же могут устанавливаться даже на мотоблоки средней мощности. Выбирать их следует, ориентируясь на возможности двигателя. Слишком большой прицеп слабый мотор просто не потянет.
Двигатели бывают:
- бытовыми;
- полупрофессиональными;
- профессиональными.
Отличаются узлы по мощности и моторесурсу (предельному сроку службы, который указывается в часах работы). Самые слабые агрегаты оснащаются 2-тактными бензиновыми двигателями. Лучшим вариантом считаются 4-тактные моторы. Существуют дизельные и бензиновые варианты исполнения силового агрегата. 4-тактные двигатели отличаются большей экономичностью, меньшей шумностью. Они превосходят двухтактные варианты по всем параметрам. Единственный их минус – более высокая цена.
Прицеп к мотоблоку лучше покупать того же производителя. Разумеется, такая возможность имеется далеко не всегда. В этом случае стоит заранее продумать, какие аналоги можно будет использовать вместе с конкретной моделью.
Нужны ли права на минитрактор и мотоблок с прицепом?
Нужны ли права на мотоблок с прицепом? Этот вопрос тревожит сегодня многих людей. Ведь сложилась неоднозначная, полностью не урегулированная законом ситуация. Немногочисленные ответы на форумах раскрыть полностью эту тему не могут, в статьях эта проблема упоминается вкратце, для изучения необходимы соответствующая литература (кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) и время.
В народном хозяйстве большим спросом пользуется сейчас разная мини-техника. Но, кроме стандартных вопросов, связанных с непосредственным применением таких машин, их работой, обслуживанием, ремонтом и модернизацией, существует ряд других особенностей, вытекающих из правил жизни социума. Это подводит к тому, что уметь пользоваться техникой, конечно, хорошо, но не достаточно. Обладание нужной юридической информацией стало еще одним необходимым требованием.
Когда права законодательно необходимы
Некоторые дачники приобретают технику по объявлению как мотоблок, а в итоге получают мини-трактор. Это устройства с высокой посадкой, небольшого размера. Они почти не отличаются внешне от моторных устройств, но их мотор мощнее. Поэтому для вождения требуются права высокой категории, регистрация в хозяйственном управлении и паспорт техники. Некоторые владельцы и не подозревают, что, пользуясь так называемым мотоблоком, на самом деле ездят на мини-тракторах и постоянно нарушают закон.
Отличить мини-трактор от мотоблока можно по мощности двигателя. У первых он примерно 16 кВт. Необходимо, чтобы мощность устройства была меньше, тогда права можно не получать.
Законы по поводу ПДД постоянно меняются, поэтому при покупке новой техники лучше обращаться в местное сельскохозяйственное отделение за актуальной информацией.
При регистрации или передаче паспорта при договоре купли-продажи будет указано, обязан ли водитель получить права или нет.
Если окажется, что права требуются, следует получить либо категорию «А» (для мотоциклов), либо «Ф», если технику сочтут за крупную сельскохозяйственную.
Для мотоблока права не нужны. Но при этом нельзя и выезжать на нем на дорогу, разрешено только перемещаться по обочине. Чтобы избежать проблем, лучше перемещать технику с помощью прицепа
Также следует осторожно относиться к слишком мощным мотоблокам. Если у них модифицированный мотор, нельзя оставлять устройство без регистрации, нужно получить права
А при покупке мини-трактора первым делом нужно обратиться в соответствующий отдел за правами соответствующей категории. Помните, что халатность по отношению к закону может привести к финансовым потерям, административной ответственности и изъятию техники.
Зачем нужна регистрация минитрактора и как ее оформить
Такое мероприятие, как регистрация минитрактора, снегохода, другой спецтехники, а тем более самостоятельно собранного авто-мото-агрегата, часто вызывает у их владельцев серьезные опасения, кажется сложной и чреватой неприятностями.
А между тем гораздо больше неприятностей, трудностей и даже финансовых затрат могут возникнуть, если, проезжая на своем минитракторе по дороге общего пользования, владелец встретит сотрудников ГИБДД и не сможет предъявить им необходимые документы на свое средство передвижения.
Впрочем, постановка на учет в Гостехнадзоре практически любой спецтехники придумана не для защиты от ГИБДД, а для обеспечения ее безопасного использования.
Ведь процедура регистрации включает в себя полный техосмотр или проверку подтверждающих его документов — к примеру, когда трактор заводского производства и новый, значит, ответственность за его техническое состояние несет производитель.
Кроме того, Гостехнадзор обязан контролировать в режиме мониторинга соблюдение необходимых правил эксплуатации спецтехники (в том числе допуск к определенным видам работ), уровень ее обслуживания и допустимое техническое состояние.
Какая техника подлежит регистрации?
В России обязательной регистрации в государственных органах подлежит практически любая авто- или мототехника, однако сейчас речь идет не об автомобилях, которые ставит на учет государственная инспекция безопасности дорожного движения, а о спецтехнике, для вождения которой зачастую даже не нужны права. О той технике — тракторах, самоходных дорожно-строительных или сельскохозяйственных машинах и прицепах к ним, которую проверяет и ставит на учет Гостехнадзор. К ней можно отнести следующие виды:
- трактора (за исключением мотоблоков, о которых разговор особый);
- самоходная дорожно-строительная техника — самые разнообразные самосвалы, бульдозеры, погрузчики, асфальтоукладчики и т.д.;
- самоходные мелиоративные машины, которые предназначены для удаления мелколесья и кустарника, корчевки пней, оборудования дренажных систем, для полива и других работ;
- сельскохозяйственные самоходные машины — комбайны, косилки, подборщики и пр.;
- прицепы и полуприцепы, а также номерные агрегаты для такой техники.
Уточним, что обязательной госрегистрации подлежат машины, у которых объем двигателя превышает 50 куб. см. Правда, не очень простая ситуация складывается с регистрацией мотоблоков.
С одной стороны, по закону они не подлежат государственной регистрации, но с другой при передвижении на них по дорогам общего пользования могут возникнуть разногласия с сотрудниками дорожно-постовой службы.
Поэтому хозяину мотоблока лучше, во-первых, иметь права хотя бы категории А, которые дают право на управление мотоциклом.
А во-вторых, ездить на мотоблоке с прицепом «своим ходом» только по ближайшим полям и огородам, где дороги официально считаются «технологическими проездами» и к ведению ГИБДД не относятся. Если же необходимо проехать по дороге общего пользования, правильнее будет использовать для перевозки мотоблока трейлер.
Как поставить на учет свою технику?
На самом деле это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы зарегистрировать минитрактор или другую спецтехнику, необходимо следовать определенному алгоритму действий.
В частности, нужно:
Что может стать причиной для отказа в регистрации техники?
Собираясь регистрировать минитрактор или другую спецтехнику, нужно предварительно просмотреть соответствующие правила, утвержденные Минсельхозпродом России, чтобы не наделать ошибок. Причиной отказа в регистрации могут стать:
- Несоответствие конструкции регистрируемой машины нормам, стандартам и требованиям, касающимся безопасности для жизни людей, их здоровья, для имущества, для окружающей среды и принятым законодательными актами России. В этом отношении проще всего ставить на учет технику заводского производства, которая изначально снабжена всеми нужными сертификатами и маркировками, если же машина собрана самостоятельно, потребуется экспертиза, подтверждающая безопасность ее эксплуатации.
- Неправильно оформленные документы или содержащие исправления, дописки, заполненные карандашом и т.д.
- Замена подлинников документов, необходимых для регистрации, копиями в тех случаях, когда это недопустимо.
Заключение
Необходимость регистрировать минитрактор или другую самоходную технику, хоть для многих и не очевидна, но все-таки существует.
Правильно оформленные документы на самоходную спецтехнику, своевременная постановка ее на учет и перерегистрация избавят владельца от многих потенциальных проблем и неприятностей.
Является ли мотоблок транспортным средством?
По своей сути мотоблок не считается таковым, и главная причина этому – руководство по эксплуатации агрегатом. В нем указано, что основная область применения мотоблока – это обработка грунта на огороде, а не передвижение на нем по дорогам общественного пользования.
Второй важный фактор, доказывающий, что мотоблок никак не является полноценным транспортным средством – это Законодательство. В нем четко указано, что сельскохозяйственная машина не входит в категорию используемых транспортных средств, на вождение которых необходимы права. Наличие этих доказательств говорит об отсутствии необходимости оформлять используемый в хозяйстве мотоблок в государственной регистрационной службе. Кроме того, владелец мотоблока не обязан оформлять на свою технику карго или отправлять ее на плановый технический осмотр, так как основная зона регулярного передвижения мотоблока – это придомовая территория, а также участок в саду или на ферме.
Какой вид транспорта называется скутером?
Нередко скутер приравнивают к мопеду или к обычному мотоциклу. Действие неверно. Фактически скутер находится где-то посередине. От мопеда транспортное средство отличается конструктивным происхождением. Если речь идет о скутере, то это облегченная модификация мотороллера. Вышеуказанное транспортное средство в свою очередь является разновидностью полноценного мотоцикла.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России. В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие
В 2021 году они варьируются от категории М до А
Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2021 году они варьируются от категории М до А
В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2021 году они варьируются от категории М до А.
Так, имеют место быть следующие модели скутера:
- гиперскутер – объем двигателя превышает 500 кубических сантиметров;
- максискутер – объём двигателя составляет 250-400 кубических сантиметров;
- мидискутер – объём двигателя равен 125-250 кубическим сантиметрам.
Большой разброс существенно усложняет определение скутера с юридической точки зрения. В ПДД отражены термины «мопед» и «мотоцикл». Уточнения по категориям выполняются на основании скоростных и конструктивных характеристик транспорта
Однако нужно принимать во внимание следующие особенности:
- Большинство моделей скутеров имеют объём двигателя равный 50-125 см в кубе. В результате потребуется получить права категории А1 (ст. 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).
- Мощность двигателя классических моделей мопедов составляет до 50 кубических сантиметрах. Для выезда на дорогу необходимо получить удостоверение категории М.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в 2021 году скутер относится к категории легких мотоциклов А1, однако лишь условно. Многое зависит от конкретной модели.
Какие права нужно оформлять для езды на мини-тракторе и мотоблоке с прицепом
01.12.2017
Вопрос «Как передвигаться владельцу мотоблока или мини-трактора до своего приусадебного участка по дорогам общего пользования?» всегда был актуален среди фермеров.
Основная задача мотоблоков и минитракторов это осуществление сельскохозяйственных работ (обработка земли, высаживание агрокультуры и другие операции) на частных земельных участках.
Работа, выполняющая только в рамках личной территории, либо если путь до участка не является проблемой, потому что он не контролируется государственной автоинспекцией, идеальное решение данного вопроса.
Но, как быть, если до сада/дома/участка можно добраться только по трассе, где высока вероятность повстречаться с представителями Госавтоинспекции. Кончено же лучше себя обезопасить от данных проблем, заранее подготовившись к этой встречи.
Нужны ли права для езды на мотоблоке с прицепом?
Основные моменты, на что важно обратить внимание это то, что мотоблок не считается транспортным средством и документ для управления им не нужен. Но это правило не действует на дорогах всеобщего пользования, так как по закону мотоблок с прицепом эксплуатировать на проезжей части нельзя
Но это правило не действует на дорогах всеобщего пользования, так как по закону мотоблок с прицепом эксплуатировать на проезжей части нельзя
Но это правило не действует на дорогах всеобщего пользования, так как по закону мотоблок с прицепом эксплуатировать на проезжей части нельзя.
И транспортировка возможна только прицепом-трейлером, это указано во многих паспортах техники, идущих в комплекте.
Как же найти метод решения из данной ситуации. Итак, нужно сделать следующее:
во-вторых, мотоблок должен соответствовать экологическим требованиям и безопасности дорожного движения, он должен иметь полноценную световую систему (фары ближнего света, стоп-сигналы, поворотники), звуковой сигнал и другие характеристики
в-третьих, важно чтобы на прицепе были светоотражающие знаки красного цвета
Помните, выехав на проезжую часть, вы становитесь участником дорожного движения, а учитывая, что автоинспекция контролирует все транспортные средства, двигающиеся по дороге общего пользования, важно соблюдать правила движения и иметь с собой все документы
Какие права нужны для езды на минитракторе?
В отличие от мотоблока минитрактор является самоходной сельскохозяйственной машиной и относится к транспортному средству. По закону мини-трактору можно ездить по проезжей части, соблюдая все правила дорожного движения.
Данный вид транспорта внесен в официальный список допуска передвижения по дорогам общего пользования.
Право управлять данным видом транспорта предоставляет Гостехнадзор, после успешной сдачи экзаменов по вождению владельцем трактора.
Как получить права тракториста-машиниста?
В первую очередь вам надо пройти курсы в автошколе, длительность курсов в среднем составляет не менее 1,5 месяца (зависит от категории).
Программа курсов делится на две части: теорию (правила дорожного движения, конструкция техники и т.д.) и практику (маневрирование, работа с грузом).
После окончания курсов нужно сдать экзамен, который состоит из двух этапов (первый на территории учебного центра/автошколы, второй на территории Гостехнадзора).
Обладатель спецтехники и сдавший успешно экзамен из двух этапов получает удостоверение тракториста, действующее только на территории России, с определенной категорией.
Категория зависит от характеристик трактора:
категория «В» для управления гусеничными и колесными минитракторами (мощность двигателя до 25,7 кВт);
категория «С» для управления колёсными минитракторами и тракторами с силовыми агрегатами (мощность двигателя от 25,7 до 110,3 кВт);
категория «D» для управления колёсными машинами (мощность двигателя 110,3 кВт);
категория «E» для управления гусеничными минитракторами (мощность двигателя более 25,7 кВт).
Нужны ли права на самодельный минитрактор?
Некоторые мастера владельцы земельных участков создают самодельные мини-тракторы, которые успешно справляются с основными сельскохозяйственными работами. Для передвижения на данных машинах по проезжей части, нужно обязательно зарегистрировать технику в Гостехнадзоре.
Чтобы поставить самодельный минитрактор на учет, необходимо подготовить комплект документов (заявление на регистрацию агрегата, удостоверение личности с постоянным и временным местом жительства, товарные чеки на детали, которые использовались для создания трактора).
После чего самодельный минитрактор проходит проверку, и если агрегат соответствует всем требованиям, то владелец получает технический паспорт и номерной знак.
Что запрещено делать на моторном блоке
Чтобы не понести штраф за управление двухколесным трактором, рекомендуется вообще не появляться на проезжей части общего пользования (т.е на дорогах с твердым или бетонным покрытием) и рядом с ними. Запрещается стоять на блоке двигателя на проезжей части. Это главное помнить от хозяина.
Вы также не можете:
- водить машину в нетрезвом виде, даже если вы едете по обочине;
- держите водительские права (при их наличии) и паспорт транспортного средства подальше от рабочего места;
- проезжать по территории предприятия без специального разрешения с разрешением на передвижение;
- движение по дорогам непонятного назначения (бетонные плиты без знаков, которые могут быть общего пользования);
- создавать опасные ситуации для пешехода;
- припаркуйте культиватор возле машин или поставьте на обочину дороги;
- управление мотоблоком так, чтобы часть техники «ехала» по дороге.
Хотя некоторые утверждают, что штрафов за блокировку вождения можно избежать с водительскими правами, в это не следует верить. Даже водительские права не отменяют штраф за нахождение в обращении на техническом устройстве, не предназначенном для обращения. Какие суммы придется заплатить за такое нарушение, заранее не известно, но, безусловно, они будут большими.
Нужны ли права на мотоблок? Со скольки лет можно ездить?
В последние годы мотоблоки становятся все более популярными среди дачников и сельских жителей, имеющих приусадебные участки. Но часто не удается ограничиться ездой лишь в пределах своего огорода, или путь к нему лежит через дороги общего пользования. Как быть хозяевам мотоблоков в ситуациях, когда нужно стать участником дорожного движения? Об этих нюансах и о необходимых документах мы расскажем Вам в этой статье.
Является ли мотоблок транспортным средством?
В правилах дорожного движения сказано, что транспортным средством являются устройства, предназначенные для перевозки людей и/или багажа, а также установленного на них оборудования или механизмов.
То есть, исходя из этого определения и логики, мотоблок может считаться транспортным средством, ведь на нем можно перевозить грузы и установленное навесное оборудование.
По определению ПДД мотоблоки относятся к механическим транспортным средствам (транспортные средства, приводимые в движение с помощью двигателя; термин распространяется на трактора, самоходные машины и механизмы, а также транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт).
Неоднозначность и запутанность правил преследует всех владельцев мотоблоков, а недобросовестные сотрудники полиции только еще больше запутывают их и пытаются выписать как можно больше штрафов – справедливо или нет. Как обезопасить себя с юридической точки зрения, мы расскажем Вам далее.
Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?
По дорогам общего пользования Правилами запрещено движение механических транспортных средств, а значит – и мотоблоков тоже. К тому же в инструкциях по эксплуатации к каждому изделию сказано, что агрегат не может быть использован на дорогах общего пользования и на автомагистралях.
Но это еще не приговор. Ездить на мотоблоке без прав – в любом случае плохая идея. Но часто подобных ситуаций избежать не удается или попросту нет другого выхода. Для того чтобы с чистой совестью передвигаться по дорогам общего пользования нужно оформить соответствующие документы для управления мотоблоком и произвести некий «тюнинг» агрегата. Вот перечень необходимых действий, документов и технических оснащений мотоблока:
- Зарегистрировать мотоблок в Госсельтехнадзоре при Министерстве сельского хозяйства.
- Получить права категории А или А1, в зависимости от технических характеристик Вашего мотоблока (скорее всего, это будет категория А, к которой относятся транспортные средства с рабочим объемом двигателем 50 куб. см. и больше). Права при остановке полицией будут безоговорочным аргументом того, что Вы как минимум ознакомлены с ПДД и имеете навыки вождения. Это поможет избежать штрафа хотя бы по статье об управлении транспортным средством без водительского удостоверения.
- Оборудовать мотоблок осветительными приборами (если таковые не предусмотрены конструкцией), светоотражателями (спереди – белые, по бокам – оранжевые, сзади – красные), зеркалами заднего вида и желательно сигналами поворота.
- Также стоит задуматься об оформлении страхового полиса и о наличии аптечки (которая будет при Вас хотя бы при передвижении по дорогам общего пользования).
Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
Как мы говорили ранее, права категории А или А1 стоит получить в любом случае, если Вы хоть изредка планируете ездить на своем мотоблоке по дорогам. Что касается мотоблока с прицепом, то помимо наличия у Вас прав прицеп должен быть зарегистрирован в Госсельтехнадзоре и ГАИ. Также прицеп должен проходить ежегодный техосмотр и соответствовать критериям безопасности.
Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
В инструкциях по эксплуатации к мотоблоку часто можно увидеть предостережение о том, что аппарат не могут использовать лица моложе 14 лет. В данном случае, скорее всего речь идет об управлении мотоблоком при работах на приусадебном участке. Для того, чтобы самостоятельно передвигаться на мотоблоке по дорогам нужно иметь права категорий А или А1. Права данных категорий можно получить с 16 лет.
Несовершенство наших ПДД не гарантирует того, что полиция не остановит Вас при езде на мотоблоке по дороге и не предъявит какое-нибудь нарушение. Но, следуя нашим советам, Вы в некоторой степени обезопасите себя.
Главное – иметь при себе документы, не нарушать основные правила дорожного движения, следить за техническим состоянием мотоблока.