Ремонт основных неисправностей шуруповерта

Аккумуляторы шуруповертов: эволюция

Для обеспечения автономной работы электроинструмента обычно применяются три основных вида аккумуляторов, о которых нужно рассказать подробнее.

Ni-Cd или никель-кадмиевые источники питания

Используются очень давно и совершенно заслуженно считаются самыми старыми батареями, устанавливаемыми на различную современную технику. Основные их преимущества – это:

  • самый низкий саморазряд, благодаря чему АКБ могут долго пылиться где-нибудь в чулане, а потом спокойно работать без дополнительной зарядки;
  • неплохая емкость при весьма компактных размерах, что обеспечивает длительную автономную эксплуатацию шуруповертов;
  • устойчивость к воздействию низких температур, из-за которой Ni-Cd элементы часто применяются во всепогодной технике;
  • низкая цена.

К недостаткам относится необходимость постоянно проходить полный цикл зарядки-разрядки батарей. Если они не заряжаются полностью, срабатывает так называемый эффект памяти. Аккумулятор работает все хуже и хуже, после чего отключается совсем.

Ni—Mh или никель-металлгидридные источники питания

Считаются усовершенствованным аналогом батарей Ni-Cd, однако к их преимуществам можно отнести лишь более экологически чистое производство и несколько сниженный эффект памяти. В основном же данная разновидность элементов питания уступает никель-кадмиевым. Все дело в том, что у них очень высокий процент саморазряда. Чтобы эффективно использовать аккумулятор, нужно постоянно его заряжать, из-за чего полностью теряется автономность.

Li—ion, или литий-ионные источники питания

Именно эти батарейки устанавливаются практически на любую технику, включая электроинструмент Макита, Интерскол, Bosch, а также многочисленные гаджеты. Список преимуществ выглядит следующим образом:

  • чрезвычайно высокая емкость;
  • практически полное отсутствие эффекта памяти;
  • возможность оснащения специальными контроллерами, которые отслеживают уровень заряда и считают циклы зарядки-разрядки;
  • низкий процент саморазряда;
  • устойчивость к высоким нагрузкам, возможность использования в высокомощной технике.

Недостатки литий-ионных аккумуляторов – нестабильная работа на морозе, а также высокая стоимость в сравнении с описанными выше аналогами.

Частые неисправности шуруповёрта

Чтобы не забыть, как собрать разобранный шуруповерт, все детали нужно укладывать в том порядке, в каком они были сняты. Почти все шуруповерты имеют одинаковую конструкцию, а значит и неисправности идентичны. Это может быть износ втулок, щеток или развалившийся подшипник.

Инструмент не включается

Неважно, какая в наличии марка шуруповерта Bort (Борт), Hilti, Pit, Sparky, Sturm (Штурм), Союз, Вихрь, Диолд, Ермак, Зубр, Elti, Koln, Вортекс или Патриот. Сначала нужно удостовериться исправен ли аккумулятор и убедиться в наличии заряда в элементе. Если инструмент не включается, может быть: 

Если инструмент не включается, может быть: 

  1. Отсутствие тока в сети (для электрических шуруповертов).
  2. Нет заряда в аккумуляторе (для беспроводных моделей).
  3. Вышла из строя кнопка включения.
  4. Плохое состояние контактов в разъеме для подключения АКБ или в местах крепления щеток.

Ремонт двигателя

Шуруповерт оборудован двигателем, помещенным в специальный корпус. Там же расположены якорь и щетки. Чтобы проверить состояние двигателя, нужно отсоединить провода, идущие к кнопке пуска. Сопротивление обмотки на якоре измеряется мультиметром. При низком значении прибор покажет короткое замыкание. Если значение отсутствует, значит где-то произошел в токоведущем проводе. Если вышел из строя якорь, то пропадает мощность шуруповерта и появляются искры при работе. Это может сопровождаться задымлением и полным отключением агрегата.

Двигатель шуруповерта

Замена щеток

Чтобы заменить щетки, нужно разобрать электродвигатель. Здесь нужно отогнуть зажимы на торцевой части мотора и несильно постукивая молотком по валу, сбить с него ротор. Затем следует снять крышку и вынуть неисправные щетки. Эти элементы считаются расходным материалом, поэтому их меняют на новые.

Ремонт редуктора шуруповерта

Иногда в процессе работы шуруповерт издает посторонние звуки. Это износились зубья на шестеренке в редукторе. В это случае можно сточить небольшой болт до нужного размера и вставить в изношенное место. Перед установкой болт необходимо накернить.

Поломки в электрической части — как выявить и устранить

Шуруповерт – это универсальный инструмент и подходит не только для работы с крепежом. При наличии регулировки скорости его можно применять для сверления. Никого уже не удивляет то, что шуруповертом можно мешать раствор или бурить лунку на зимней рыбалке.

Нередко в электрической части агрегата случаются неполадки: 

  • Шуруповерт не работает при нажатой кнопке включения.
  • Не работает реверсивная функция.
  • Не увеличиваются обороты.

Разницы нет в каком шуруповерте неполадки. Если инструмент не запускается, нужно проверить аккумулятор на наличие зарядки. Для этого батарею заряжают на 1-2 часа и ставят обратно на шуруповерт. Если агрегат снова не включается, то при помощи мультиметра нужно произвести диагностику.

Батарея шуруповерта

Батарея

Многие пользователи интересуются, как разобрать аккумулятор шуруповерта. Здесь нужно разбирать корпус аккумулятора, чтобы извлечь кассеты из нескольких элементов. Эти так называемые «банки» подают на инструмент нужное напряжение. Без определенной сноровки и умения разобрать аккумулятор не получится. Лучше доверить это дело людям, хорошо разбирающимся в этом вопросе.

Проблемы с кнопкой

Чаще всего у кнопки включения подгорают контакты. Чтобы их зачистить, понадобится мелкозернистая наждачная бумага. Это касается разборной кнопки. Если кнопка неразборная, ее меняют на новую. Проверить работу кнопки можно мультиметром. Для этого нужно отключить батарею и к выходным клеммам присоединить измерительный прибор. В случае исправного пуска мультиметр покажет нулевое значение.

Быстрозажимное крепление

В процессе работы быстрозажимное крепление забивается пылью, металлической крошкой и песком. Патрон начинает заедать, появляется посторонний шум и треск. Для устранения неполадок следует снять нижнюю муфту. Тонкой отверткой ее нужно поддеть по часовой стрелке. Затем необходимо снять металлическое кольцо при помощи молотка и длинного болта. После разборки все элементы патрона подлежат чистке и смазыванию. Всю сборку производят в обратной последовательности.

Перед ремонтом нужно изучить конструкцию шуруповерта

Какие случаются неисправности и способы их устранения

  1. Инструмент не включается.

Причинами этой неисправности могут являться следующие моменты:

  • поломался выключатель;
  • перегорел один из проводов электрической схемы;
  • вышел из строя аккумулятор;
  • износ графитовых щеток;
  • сгорание обмоток электродвигателя.

Читайте здесь, как выбрать пистолет для монтажной пены.

Из этой статье вы узнаете об электролобзике.

Чтобы удалить вышеописанные неисправности, необходимо выполнить следующие действия:

  • заменить выключатель;
  • найти обрыв в электрической цепи и нивелировать проблему;
  • приобрести новый аккумулятор;
  • заменить щетки коллектора электродвигателя;
  • перемотать обмотки двигателя.
  1. Перестал работать реверс.

Как правило, причинами поломки этого вида являются следующие факты:

  • подгорели контакты;
  • неисправность выключателя;

Важно знать: в случае неисправности реверса, прежде всего, стоит почистить контакты токопроводящих проводов, или заменить в целом выключатель.

  1. Не регулируется сила вращения вала.

Когда отсутствует регулировка мощности вращения шуруповерта, то в этом случае могут быть следующие причины:

  • неисправность кнопки включения;
  • дефект в функционировании транзистора.

Для устранения неисправностей стоит выполнить следующие операции:

  • проверить контактную группу кнопки включения, почистить все соединения, а в отдельных случаях — заменить полностью этот узел;
  • если причиной неисправности является транзистор, то его необходимо заменить.
  1. Сбои в работе редуктора.

Причинами неисправности этого типа являются следующие моменты:

  • основной вал пришел в негодность;
  • рабочие поверхности и зубья шестеренок имеют значительный износ;
  • износился штифт крепления основной шестерни.

Как правило, в вышеописанных ситуациях, износившийся конструктивный элемент редуктора заменяют.

Таким образом, в этой статье мы указали все типичные неисправности шуруповертов, а также дали рекомендации относительно того, как правильно отремонтировать инструмент.

Надеемся, что информация, изложенная в статье, станет для вас практическим руководством при ремонте шуруповерта разных торговых брендов.

Из этого видео вы узнаете, как чинить и чистить шуруповерт:

Электродрель — вспомним конструкцию инструмента

Электрической дрелью называется такой вид инструмента, который предназначен для сверления разных видов материалов, в том числе бетона и железобетона. Только для этого понадобится использовать инструмент с функцией ударного сверления или ударную дрель. Как устроен инструмент, можно узнать, если разобрать его. Коротко о конструкции электродрели советского и зарубежного производства, описано ниже.

Надо отметить, что конструкция современных дрелей отечественного и зарубежного производства отличается от устройства советских инструментов. Только это незначительные отличия, которые заключаются в отсутствии реверса на электродрели, а также ударного сверления. Итак, конструктивно электрическая дрель состоит из двух основных частей — электрической и механической. В основу механической части входят такие конструктивные элементы:

  1. Редуктор — набор шестерней, за счет которых происходит снижение скорости и увеличение силы момента от вала электродвигателя
  2. Патрон — исполнительный орган, который предназначен для закрепления рабочих насадок
  3. Подшипники — опорные механизмы валов и осей, обеспечивающие их вращение
  4. Ударный механизм — в электрических ударных дрелях это устройство является частью редуктора

Электрическая составляющая любой сетевой электродрели состоит из следующих элементов:

  • Двигатель коллекторного типа, состоящий из статора (неподвижная часть), ротора или якоря (подвижной части) и коллектора (медные пластины или ламели, по которым ток подается на обмотку якоря)
  • Графитовые или угольные щетки — передаточное устройство, через которое происходит передача тока на обмотку ротора. Щетки являются расходным материалом, и когда они искрят, то это говорит об их износе
  • Кнопка пуска — в зависимости от модели электрической дрели, выключатели бывают обычными и со встроенным регулятором оборотов
  • Кнопка реверса — на советских дрелях такие устройства отсутствуют. Это механизм смены полярности, посредством которого происходит изменение направления вращения патрона инструмента. Устанавливается отдельно или встраивается в кнопку пуска
  • Ферритовое кольцо — это элемент (фильтр), посредством которого происходит сглаживание помех в сети
  • Конденсатор — фильтрующий элемент, не допускающий попадание помех в сеть
  • Сетевой провод — связующее звено между электрической розеткой и инструментом

Выше на фото представлена конструкция дрели с основными узлами. Рано или поздно возникает необходимость произвести ремонт дрели по причине выхода из строя отдельных ее узлов и механизмов. Для этого требуется изначально произвести осмотр инструмента, выявить причину неисправности, и устранить ее. Более подробно о том, какие виды поломок дрелей бывают, как их выявить и устранить, описано в материале.

Это интересно! На старых советских дрелях отсутствует механизм реверса и электронный регулятор оборотов. Вместо электронного регулятора используется механический, состоящий из шестерней разного диаметра и количества зубьев. Такой способ регулировки является более надежным, так как понижение скорости не влияет на мощность. Однако такой способ регулировки скорости является дорогим, так как требует дополнительного использования пары шестеренок. При износе одной пары шестерней, можно продолжить пользоваться инструментом. Ниже приведены фото, на которых видна конструкция механического регулятора скорости старой советской дрели.

Поломки в механической части — как устранить

Неисправности в механической части инструмента обнаружить легче, чем в электрической составляющей. Это связано с тем, что любые механические дефекты слышны. К основным признакам механических неисправностей рассматриваемых устройств относятся:

  1. Возникновение посторонних звуков
  2. Вибрация и бой зажимного патрона
  3. Слышна работа двигателя инструмента, однако патрон не вращается

Чтобы починить прибор, и устранить механические неисправности, понадобится, прежде всего, разобрать корпус. Зная устройство шуруповерта, не будет трудно устранить возникшие поломки в механической части. Если возникают посторонние звуки, что говорит о причине износа втулок и подшипников якоря мотора, то эти элементы нужно заменить. При износе подшипника и втулок нужна их замена, но для начала эти детали надо купить. При покупке могут возникнуть трудности, так как найти запчасти на устаревшие модели инструментов практически невозможно.

Это интересно! Перед тем, как ставить новый подшипник, следует его хорошо обработать смазочными веществами, например, Литол-24 или Солидол, а еще лучше специальными смазками.

Кроме выхода из строя подшипника, на шуруповерте может поломаться редуктор. К ряду неисправностей данного устройства относятся:

  1. Вал редуктора искривляется от воздействия больших нагрузок
  2. Рабочие поверхности шестерней изнашиваются
  3. Изломывается штифт, на котором крепятся сателлиты
  4. Изнашивается подшипник или опорная втулка редуктора

Чаще всего из строя выходит именно редуктор, а точнее, его составные детали — зубчатые колеса. Причинами выхода из строя редуктора являются:

  1. Неправильная эксплуатация инструмента
  2. Сильные нагрузки, на которые не рассчитан прибор
  3. Отсутствие смазки
  4. Материал, из которого изготовлены устройства

Если шуруповерт «старой закалки», то есть его редуктор состоит из стальных шестеренок (вместо пластиковых), то целесообразно его отремонтировать, чем покупать новый. Для этого прибор нужно разобрать, произвести его осмотр и отыскать причину неисправности. При ремонте редуктора требуется очистить механизм и детали от устаревшей смазки, и нанести новые смазочные вещества. Если имеются поврежденные шестеренки, то их нужно заменить. Не спешите утилизировать неисправные зубчатые колеса, так как понадобится купить точно такие детали (возьмите их в качестве шаблона).

Это интересно! Если на инструменте установлены пластиковые шестерни, то менять их на стальные не рекомендуется. Причина заключается в том, что пластиковые шестерни под воздействием больших нагрузок ломаются, что уберегает двигатель от сгорания. Если на устройстве с завода установлены металлические шестеренки, то это говорит о том, что двигатель имеет большой запас мощности.

Чтобы при самостоятельном ремонте механической части шуруповертов не возникало лишних вопросов, ниже есть таблица, в которой указаны основные признаки механических неисправностей, а также способы их устранения.

Признаки неисправности инструментаСпособы устранения неисправности
Возникновение посторонних звуков и гулаЕсли при работе инструментом начинают появляться посторонние звуки, то это говорит об износе подшипников. Для устранения поломки нужно проверить целостность подшипника якоря мотора и редуктора. Если подшипники исправны, надо также проверить целостность втулок, так как они также изнашиваются. Чаще всего изнашивается опорная втулка вала подшипника
ВибрацияИскривление редукционного вала, что способствует возникновению сильного биения и вибраций. Для решения проблемы нужно разобрать корпус, оценить поломку и принять соответствующее решение о замене детали
Возникает бой зажимного патронаЕсли обнаруживается биение патрона, то нужно проверить качество его фиксации. Крепится деталь болтом, который находится внутри детали (чтобы увидеть болт, следует развести губки). Для завинчивания патрона, болт надо вращать не в правую, а левую сторону, так как он имеет обратную резьбу
ЗаклиниваниеЕсли заклинил инструмент, о чем говорит работа мотора, но при этом патрон не вращается, то нужно разбирать корпус и проверять целостность редуктора. Заклинивание инструмента говорит о смещении сателлитов, нарушении целостности зубчатых колес или нарушение целостности подшипника. Чтобы устранить поломку, нужно разобрать шуруповерт и найти причину заклинивания
Трещит и прокручивается на положении переключателяНеисправность редуктора. Для устранения нужно разобрать инструмент, и осмотреть целостность механизма

https://youtube.com/watch?v=Jr_xq9ZvvdE%3F

Устройство и неисправности шуруповёрта

Все шуруповёрты устроены примерно одинаково. Они состоят из следующих функциональных узлов:

  • кнопка пуска;
  • широтно-импульсный регулятор;
  • электродвигатель;
  • транзистор;
  • планетарный редуктор.

Шуруповёрт любой модели состоит из пяти основных функциональных узлов

Все компоненты прибора находятся в прочном и эстетичном корпусе, который имеет прорезиненую рукоятку, кнопки управления и регулировки, а также гнездо для установки аккумулятора (если шуруповёрт рассчитан только на работу от сети 220 В, аккумулятора у него нет).

Шуруповёрт имеет красивый эргономичный корпус, на котором находятся все необходимые органы управления

При нажатии на кнопку пуска не до конца шуруповёрт может пищать. Это нормальное явление работы двигателей постоянного тока при запуске и на низких оборотах.

Зачем и как регулировать трещотку

Трещотка шуруповёрта — это муфта, предназначенная для ограничения усилия при вращении патрона. Её наличие в электроинструменте можно определить по вращающемуся кольцу с цифрами. Некоторые пользователи не понимают значения муфты и не трогают её. Используя трещотку, можно регулировать глубину ввинчивания самореза. В слишком мягкий материал шляпка крепежа легко утапливается и может пройти насквозь. При использовании мелкого крепежа очень высокий крутящий момент может его разрушить. Трещотка предотвращает срезание шлица у саморезов и износ бит шуруповёрта. Чтобы определить нужное значение на регулировочном кольце, сделайте несколько заходов, начиная с минимального.

Каждая цифра на трещотке соответствует определённому значению усилия закручивания — чем больше цифра, тем больше усилие и наоборот

Если шуруповёрт имеет режим сверления, то последним значком на муфте будет пиктограмма с изображением сверла. В этом положении используется максимальный крутящий момент.

Частые неисправности шуруповёрта

Поскольку все современные шуруповёрты имеют стандартную схему устройства, неисправности у них тоже, как правило, типовые. К основным дефектам этого инструмента относятся:

  • неисправность аккумулятора;
  • износ щёток;
  • поломка кнопки;
  • биение патрона;
  • отсутствие реакции на попытки включения или выключения;
  • работа с перебоями.

Все эти поломки вы сможете устранить самостоятельно, если у вас есть опыт работы с измерительными и паяльными приборами. В некоторых случаях придётся менять узлы полностью, так как не все детали продаются отдельно. Если ремонт редуктора или двигателя является для вас слишком сложной операцией, эти элементы можно полностью заменить или отнести их в мастерскую.

Как разобрать?

Часто выявить ту или иную неисправность шуруповерта, а также отремонтировать его получится только после правильной разборки. Поскольку практически все подобные инструменты похожи друг на друга и имеют форму своеобразного углового пистолета, при их разборке следует придерживаться полезных рекомендаций.

Первым делом понадобится отсоединить блок аккумулятора от батареи устройства. С этой целью будет необходимо аккуратно нажать на защелку и не менее аккуратно отстегнуть модуль.

По периметру инструмента понадобится открутить винтики, используя небольшую крестовую отвертку.

Выкрутив все крепежи, две части корпусной основы можно будет беспроблемно отсоединить друг от друга

Но при этом крайне важно придерживать остальные элементы имеющейся конструкции, что зафиксированы в пазах

Очень осторожно надо снять деталь, отвечающую за переключение скоростей. Вместе с ней аккуратно уберите пусковую кнопку и реверсный механизм

После этого можно дальше аккуратно разбирать технику. Из снятой половинки корпуса извлеките редуктор. Чтобы его удалить со своего места, потребуется повернуть редуктор в месте посадки.

Особенности конструкции инструмента

Шуруповерт представляет собой ручной электрический инструмент для закручивания или выкручивания крепежных элементов винтового типа. Прямое его назначение – работа с шурупами. Достаточно часто шуруповерт применяется в качестве дрели (для сверления), что и приводит к выходу его из строя. Дело в том, что данный аппарат имеет механизм торможения вращательного момента при чрезмерной нагрузке, а скорость вращения его патрона значительно уступает скорости вращения патрона дрели. Это создает перегрузки, способные привести к поломке и износу деталей.

Практически все подобные аппараты имеют однотипный принцип работы и отличаются лишь дизайном корпуса и размещением элементов. Любые шуруповерты включают в себя корпус, рабочий инструмент (патрон), электрическую и механическую системы. Патрон принадлежит к кулачковому виду и устанавливается на главном валу, на который с помощью редуктора подается крутящий момент от электродвигателя.

Устройство шуруповерта: 1 – выключатель; 2 – устройство реверса; 3 – транзистор; 4 – двигатель; 5 – редуктор.

Электрическое питание аппарата обеспечивается от электросети или встроенных аккумуляторов. Электрическая система состоит из электродвигателя, пускового кнопочного элемента с регулятором мощности и устройства, обеспечивающего реверс. Сердцем инструмента является однофазный двигатель коллекторного типа под напряжение 220 В. Пуск его проводится с помощью конденсатора, а напряжение снимается с контактных щеток.

Кнопка включения сочетается с регулятором скорости, основой которого является транзистор (генератор), установленный на плате управления. При разном нажатии пусковой кнопки изменяется сигнал, открывающий транзистор, который соответственно изменяет напряжение на входе электродвигателя.

Механическую составляющую представляют редуктор и механизм регулировки усилия. Редуктор планетарного типа осуществляет передачу крутящего момента с вала электродвигателя на главный вал с уменьшением скорости вращения. Редуктор содержит кольцевую и солнечную шестерни, сателлиты и водило. Возможность управления частотой вращения вала зависит от многочисленности ступеней (сателлитов). Обычно применяются редукторы с 2-3 ступенями.

Регулятор усилия обеспечивает нужную нагрузку на шуруп при разных условиях работы инструмента. Предусматривается до 16 позиций, что оптимизирует закручивание шурупа в материал различной плотности. Механизм снимает нагрузку при полной закрутке шурупа. В механическом подразделе шуруповерта следует особо отметить важную роль подшипников, обеспечивающих плавный ход вращающихся частей.

Самая распространённая поломка: на что обратить внимание в первую очередь

Двигатели шуруповёртов, если это не дешёвый китайский ширпотреб с претензией на «фирму», работают очень долго. А вот регуляторы оборотов в подобном электроинструменте – проблемный узел. И поломки у них бывают разнообразными. Шуруповёрт может попросту перестать работать или, наоборот, будет вращаться на максимальной скорости без возможности отключения. Поэтому если у домашнего мастера есть шуруповёрт, к которому он привык, то лучше иметь для него кнопку с регулятором про запас.

В сегодняшнем примере будет рассмотрена подобная проблема.

ФОТО: YouTube.comЛюбимый и привычный для руки шуруповёрт, который нужно отремонтировать

Проблема данного шуруповёрта в том, что в нём перестала работать кнопка реверса (заклинила в одном положении), и к тому же инструмент перестал выключаться. Стоит установить в него аккумуляторную батарею, патрон начинает вращаться на максимальных оборотах, совершенно не реагируя на нажатие клавиши. Что ж, есть необходимость понять, в чём проблема, и по возможности её устранить. Как говорится, вскрытие покажет.

ФОТО: YouTube.comКнопка реверса заклинила в одном положении и не желает нажиматься

Принцип работы и основные узлы

Перед тем как приступить к ремонту шуруповёрта своими руками, необходимо понимать принцип его работы и из каких частей он состоит. Основное отличие шуруповёрта от другого электроинструмента — это использование механизма, останавливающего вращение рабочей части устройства. Происходит это при достижении максимально настроенного для инструмента сопротивления. Эта величина непостоянная и может подстраиваться. Существуют две разновидности прибора:

  • работающие от сети 220 вольт;
  • использующие аккумуляторную батарею.

Независимо от разновидности устройства, принцип действия у них одинаков и построен на передаче вращательного момента. Он определяет, какой крепёжный инструмент сможет закрутить шуруповёрт. Для увеличения вращающего момента в приборах применяют редукторы с большим передаточным соотношением, но скорость вращения снижается. У шуруповёртов, работающих от сети переменного тока, значение вращающего момента соотносится с потребляемой мощностью инструмента. Основные части, лежащие в основе устройства шуруповёрта, будь то Макита, Хитачи или Зубр, следующие:

  • электродвигатель;
  • нажимная кнопка;
  • регулятор оборотов с реверсом;
  • зажимной патрон;
  • электронный блок;
  • редуктор.

Электродвигатель вращает с установленной скоростью шпиндель, используя для этого планетарный редуктор. Крутящий момент регулируется муфтой, а на шпиндель надет зажимной патрон или шестигранный держатель. В этот патрон устанавливается сменное приспособление под названием «бита». Управляется шуруповёрт электронной схемой и переключением реверса.

Реверс происходит за счёт смены полярности питания. В качестве двигателя используется однофазный коллекторный электродвигатель непрерывного тока. Такой двигатель предназначен для подключения к сети переменного тока. Обмотка возбуждения соединена последовательно с якорной обмоткой и делится на две части. Одна включается до якоря, а другая после него.

В инструменте применяется редуктор планетарного типа. В состав редуктора входят солнечная и кольцевая шестерёнки, сателлиты, водило. Вал электродвигателя вращает солнечную шестерню, которая передаёт вращающий момент сателлитам, а те уже напрямую воздействуют на водило.

Редуктор выпускается одно- и двухступенчатого вида. Во втором случае используется двойное водило, связанное с валом. Конструкция из двух водил и сателлитов располагается в середине кольцевой шестерёнки. Фиксируется она через специальные пазы на корпусе. По всему периметру выступы кольцевой шестерни упираются в подпружиненные шарики через кольцо. Механизм регулирования нагрузки воздействует на кольцо через управляемую пружину, усилие которой изменяется перестановкой регулятора.

Управление оборотами выполняется с использованием импульсной схемы, собранной на микросхеме с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). Контроллер управляет полевым транзистором, работающим в режиме ключа. Частота импульсов меняется с помощью переменного резистора. Величина сопротивления резистора зависит от усилия, которое прикладывается к кнопке.

Муфта шуруповёрта представляет собой трещотку. Если нагрузка на патрон превышает допустимое значение, то срабатывает регулятор нагрузки. Усилие пружины становится недостаточным для удержания кольцевой шестерёнки, и она сходит с шариков. Электродвигатель начинает вращать шестерню вхолостую. При переключении в режим электродрели эта шестерня отключается и в работе не участвует.

Аккумулятор состоит из нескольких элементов, устанавливаемых в одном корпусе и подключённых последовательно. Корпус имеет специальную защёлку, позволяющую быстро извлекать батарею.

Алгоритм поиска и устранения поломок электрической части

Ремонт дрели выполняется по принципу «от простого к сложному». Не следует сразу разбирать инструмент до винтика, и оценивать состояние всех узлов одновременно.

Дрель не включается. Начинаем со шнура питания (как минимум, перед этим следует проверить напряжение в розетке и удлинителе). Разобрав корпус, находим контакты кабеля, и «прозваниваем» их с помощью мультиметра.

Подключаемся к разъему сетевой вилки и противоположной клемме шнура. Затем несколько раз изгибаем кабель по всей длине. Пропадающий контакт или его полное отсутствие говорит о наличии обрыва внутри изоляции. Если перелом токоведущей жилы находится близко к краю, кабель обрезается и подсоединяется заново. Просто он будет немного короче. Если разрыв в середине длины – провод лучше заменить. Сращивание будет небезопасным.

Шнур исправен – проверяем выключатель. Подключаем мультиметр к выводам, и нажимаем клавишу. Через контакты проходит большой ток, возникает искрение (особенно при попадании пыли в корпус). Контакты могут банально окислиться. Аккуратно разбираем корпус выключателя, и зачищаем контактные группы мелкой наждачной бумагой.

При поломке металлических частей, лучше приобрести новый блок.

  • Если в цепи между выключателем и электродвигателем присутствует дополнительная контактная группа (например, переключатель реверса или регулятор скорости), диагностируем и этот узел.
  • Далее проверяем соединительные провода от выключателя к щеткам двигателя. Если они в порядке – проводим диагностику щеточного узла.

Пружины должны уверенно прижимать щетки к ламелям якоря, сами угольные элементы проверяем на степень износа. При необходимости меняем: запасные части есть в комплекте поставки, или покупаются в специализированных магазинах. Контактные ламели якоря могут быть окислены или засорены. Их можно аккуратно почистить мелкой наждачной бумагой.

Более сложная поломка – выход из строя обмоток якоря или статора. С помощью мультиметра проверяется короткое замыкание между корпусом узла и контактами обмоток. Затем производится замер сопротивления. Значение должно быть одинаковым на каждой обмотке, разброс показаний не более 5%. Неисправные обмотки необходимо перемотать.

Это можно сделать самостоятельно, или в ремонтной мастерской (в любом случае, получится дешевле, чем покупка нового двигателя).

Принцип работы двухступенчатого редуктора шуруповерта

  • Солнечная шестерня мотора вращает сателлиты. Вращение происходит по круговой траектории кольцевой шестерни. Отсюда становится понятно, что водило вращается медленнее, чем сам мотор.
  • Далее первое водило отдает крутящий момент на вторую троицу сателлитов. Передача происходит через солнечную шестерню. Вторая троица тоже вращается по круговой траектории, как результат – второе водило получает ещё меньше оборотов. Оно соединяется с основным валом патрона.

Это схема двухступенчатого редуктора. Устройство редуктора шуруповерта одинаково, отличается лишь количество сателлитов. К примеру, для 3-ступенчатого редуктора добавляется ещё один механизм.

3 Как разместить БП в корпусе – 3 разные возможности

Сетевой блок питания для шуруповерта можно разместить в корпусе аккумулятора или в ручке. Возможные варианты:

  • любой подходящий по характеристикам и размеру БП;
  • китайский БП на 24 В;
  • самодельный.

На радиорынке подбирается БП с нужными параметрами. Дома его следует аккуратно извлечь из корпуса и поместить в свой шуруповерт, надежно закрепив все компоненты. Если провода короткие, удлините их, чтобы они не прикасались к металлическим частям. Трансформатор и плату разместите по отдельности. На микросхемах для лучшего охлаждения установите дополнительные радиаторы. Также не лишними будут отверстия в корпусе, чтобы циркулировал воздух, и отводилось тепло при работе.

Переделка аккумуляторного шуруповерта в сетевой

В магазине радиодеталей покупаем БП на 24 В, ток 9 А. Шуруповерты работают от 12 или 18 Вольт, поэтому стоит задача понижения напряжения до необходимого уровня. Чтобы выполнить такую работу, требуются минимальные знания радиотехники. Выходное напряжение поддерживается резистором R10 номиналом 2320 Ом. Вместо него следует установить подстроечный резистор на 10 кОм. Как сделать настройку блока питания, рассказано дальше:

  • выпаять постоянный резистор;
  • выставить по прибору сопротивление подстроечного резистора 2300 Ом;
  • подстроечный резистор впаять на место постоянного;
  • при включенном БП отрегулировать напряжение.

В основе конструкции самодельного БП будет лежать электронный трансформатор Feron или Taschibra на 60 Вт. Их можно купить в магазине электротоваров, предназначены они для галогенных ламп. Никакой переделки они не требуют. Отвод вторичной обмотки от средней точки позволил применить два диода Шоттки вместо обычных четырех. Работа БП контролируется по светодиоду HL1. На схеме видны все необходимые детали.

Трансформатор Т1 наматывается самостоятельно. Используется недефицитное ферритовое кольцо НМ2000 размером 28×16×9. Перед намоткой надфилем зачищают углы, кольцо обматывают ФУМ-лентой. Сделанный блок монтируется на алюминиевой пластине толщиной 3 мм и больше, помещенной в корпусе аккумулятора. Также она выполняет функцию общего провода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий